От сикоми к майко: варэсинобу – прически маленьких гейш.
Первый шаг на пути девушки, если она решила стать гэйко (гейшей), состоит в том, чтобы быть принятой в окия - дом, в котором живут майко и гэйко во время их нэнки или карьеры. Окия принадлежит женщине, которая платит за обучение девушек и прочие атрибуты, для их деятельности. Владелицу окия называют окаа-сан (японское слово, которое обозначает мать, в данном случае иногда его можно читать буквально). Окаа-сан играет большую роль в жизни гэйко (в Киото так называют гейш) или майко, для которых окия становится домом. Она направляет деятельность девушки в карюкай, в мире цветов и ив. Некоторые майко юридически удочеренные (мусумэ) окаасан становятся атотори, законными наследницами бизнеса.
Гэйко живет в окия и работает чайной (отяя), где звучит музыка, происходит танцевальное действо, иногда вечеринки и есть всегда много алкоголя. Гейша платит процент от своего дохода, чтобы поддерживать окия и людей, обитающих там, но не работающих.
В окия могут жить более одной гейши или майко. Но есть зарегистрированные как окия дома, в которых гейш нет вообще. Гейша исполняет финансовые обязательства по отношению к окия, но может жить независимо. В небольших границах гэйко сообществ именно женщины держат власть в своих руках.
В случае, если гейша ждет ребенка, все надеются на рождение девочки, а не мальчика, чтобы она продолжила в будущем традицию гейш. Но если у женщины рождается мальчик, она должна покинуть окия, поскольку мужчинам запрещено оставаться в окия.
Гэйко и майко живут в матриархальном обществе. Женщины управляют окия, женщины преподают девочкам навыки. Для того, чтобы в будущем стать гейшей, женщины вводят новых майко в чайные, где будет сосредоточена их коммерческая деятельность. Женщины также управляют чайными. Если гейша оскорбит хозяйку чайной, то просто-напросто может потерять средства к существованию.
Итак, прежде чем стать гэйко девочка преодолеет несколько этапов. Но пока она только сикоми. Сикоми-сан выполняет хозяйственные поручения, учится, помогает майко одеваться. Эта часть обучения очень важна в том, что она укрепляет дисциплину и формирует обязательства, которые необходимо выполнять девушке, перешедшей в статус майко. Время, проведенное как сикоми, позволяет девочке привыкнуть и к «цветочному» диалекту.
Наряду с ношением простого кимоно, сикоми-сан делает прическу по своему выбору. Прежде всего, она отращивает волосы, которые впоследствии можно будет укладывать в разнообразные прически майко.
После нескольких тестов сикоми становится минараи. Как минараи она изучит свои обязанности: правильная беседа, обслуживание напитками и др. Минараи носит традиционное кимоно, но дарари оби несколько короче (стиль хандарари, половина длины оби майко). Дарари оби – очень длинный мару оби, у которого есть камон (знак отличия) окия. Длина дарари оби может быть 600 см.
Минараи-сан в течение месяца до её дебюта (мисэдаси) как майко, уже может прибегнуть к помощи традиционного стилиста и уложить волосы в прическу, «варэсинобу». После удобной мягкой подушки ей придется учиться спать на традиционной подушке «омаку» (или «макура»). Варэсинобу – одна из простых форм сложных причесок, которые девушка будет делать, когда станет майко. Эта специфическая прическа украшена большим количеством кандзаси. В момент дебюта или мисэдаси новоиспеченная майко надевает официальное кимоно и, представляя себя в новом качестве отяя (чайной), окия и местным магазинам, благодарит их за поддержку. В этом случае предусмотрены и специальные кандзаси, изготовленные из панциря черепахи.
Прически майко, наряду с кандзаси, говорят о молодом возрасте и весьма отличаются от причесок старших, зрелых гэйко. Во время продолжительного обучения майко будет укладывать волосы в разные прически. Кроме «варэсинобу», это «офуку», стиль «сакко», который обычно делают в пору окончания ученичества или вернее, когда майко готова стать гэйко и «кацуяма» и «якко-симада» - для специальных случаев. Майко также меняет симада магэ (стиль прически) во время Майко Одори.
После мисидаси майко продолжает делать прическу варэсинобу в течение трех лет.
В этот промежуток времени она будет украшать прическу кандзаси строго соответствующими календарю.
Варэсинобу, как говорят, подчеркивает миловидность, прелесть майко. Прическа делается легко, и опознается из-за двух полос красной шелковой ленты покрытой рисунком, напоминающим крапинки (каноко, буквально олененок, как пятнышки на спине оленя), которая вплетена в магэ (масса волос или «булочка» на макушке головы).
Элла Михайленко
Восточный Стиль © 2011. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Восточный Стиль при цитировании обязательна.
Хочется задать пару вопросов автору! Что такое «цветочный» диалект? И еще: пожалуйста, напишите здесь, что гейша и проститутка – это абсолютно разные вещи! А то после прочтения статью у меня завязался горячий спор с братом и парнем! Может это у меня такое призрачно-выдуманное мнение о Японии? Я восхищаюсь гейшами, их изяществом, женственностью и загадочностью, или вся эта «загадочность» – уже давно в прошлом???
Что такое цветочный диалект? Это язык, на котором общаются гейши. Нет, конечно, они говорят на японском языке, но есть выражения, которые понятны и значимы в первую очередь для сообщества гейш. Например, гёкудай, в буквальном значении цена драгоценного камня, те деньги, которые гейше заплатят за час. Хангёку – половина цены драгоценного камня, грубо говоря, ученица гейши и получит она за честно отработанный час ровно половину от полного заработка гейши за такое же время.
Или вот, ханадай – цветочные деньги, окини – спасибо, гиомэясу – извините меня. Ещё есть диалект ханамати Киото и ханамати Токио.
И, абсолютно верно, гейша и проститутка абсолютно разные вещи. Гейша – артистка.
Забавные прически. Наверно, соискательницы немало времени проводят за их укладкой. Наверно, до того, как делать подобные прически они очень долго тренируются на выпечке, а то уж больно прическа похожа на крендель =)
Вопрос к автору.
Я очень люблю фильм «Мемуары гейши». Как на Ваш счет, жизнь героини там описана правдоподобно или все слишком романтизировано для того времени и для девушки с подобным ремеслом?
На самом деле в Японии,существуют и по сей день традиции по воспитанию девочек с раннего возраста.И зря в наше время гейш принимают за протитуток.В Японии проститутка это проститутка а не гейша.Ведь искусство быть гейшей,дано не каждой девушке!И даже там в Японии для этого искусства воспитания в гейши выходят не все.
Я вообще не понимаю сколько времени и терпения нужно что бы сделать такую причёску?! Но получается всё очень красиво, и забавно!
Эти прически как бы частички всей той огромной культуры, которая отображается в нашем воображении…Ну, так или иначе, выглядит очень оригинально, экзотично и, самое главное, красиво!
Японские женщины очень терпеливы по отношению к себе, ведь сколько уходит времени, чтобы заделать прическу, не каждой женщине хватит терпения, так ухаживать за собой, как японки.
Поразительные женщины эти гейши, европейцам с нашим ритмом жизни не дано понять, как на прическу, будь она даже произведением искусства, можно потратить пару часов времени. Зато гейшу, пожалуй, можно назвать Женщиной с большой буквы.
«Мать» = «о-каа-сан», お母さん, а не «ока-сан». В любом случае, в слове «каа» две «а».
«Минарай» = 見習い, а не «минари». Дословно: метод обучения наблюдением за мастером, ну и сам ученик.
«Мисэдаси» = 店だし, а не «мисидаси». Дословно: готовая для бизнеса.
身なり- みなり – (минари) персональное появление
見習 い – 見習 – (минарай) учиться под наблюдением
おかあさん – 御母さん – (окаа) мать
母 – はは (хаха), своя мать
おか – 丘 , 岡 , 壟 – (ока) холм, возвышение
おか, りく 陸 – (ока) земля, берег
euphoria, ничего страшного) Тут же вроде не лингвистический кружок)))
Нет, это важно. Иначе можно вообще писать что попало. Что гейши — это китайские проститутки, например. Ссылка на эту статью стоит в Википедии, сюда будут ходить интересующиеся. Так что это важно. Либо, если это не важно, зачем вообще приводить всю эту кучу терминов?
Что-то не нашла тут про китайских проституток. Откуда дровишки?
Да ниоткуда дровишки, я привожу пример фактической ошибки. Называть причёску «куцуямой» — тоже фактическая ошибка.
И ещё: кацуяма, а не «куцуяма». И пунктуация хромает =)
Пунктуация и в Вики часто хромает))))
Гейша – что ива!
Ветер подует, и ива колеблется.
Качается ива вверх и вниз,
Вперед, назад, туда, сюда:
Так и сердце гейши
Следует всякому дуновению любви.
Так в одной известной песне гейши сами говорят о себе.
Гейша, гэйся (человек искусства)- певица, танцовщица. Можно сказать, что это первый опыт феминизма в категорически мужском до недавнего времени японском обществе. Но образ гейши романтизирован, прежде всего, европейцами, поскольку такая исключительная особенность, гейши, майко, была характерна только в Японии, ещё в Китае и Корее.
На самом деле гейшами становились не от хорошей жизни. Когда в небогатой семье было несколько дочерей и достаточно сложно их было удачно выдать замуж, для красивых и талантливых девочек учиться на гейшу был наилучший выход.
Но институт гейш был создан в пределах все того же «города без ночи», куда приходили развлекаться, и обязанности гейши не являлись исключением. Она должна была развлекать, очаровывать, заинтересовывать мужчин. И поскольку гейша владела не только искусством обольщения, но и множеством других навыков, это позволяло ей надеяться на возможность найти себе достойную партию. Что касается конкретно японских проституток, о них неплохо написал Ихара Сайкаку в
«Истории любовных похождений одинокой женщины».
Спасибо за внесённые правки! (*^_^*)