Женщины искусства: из истории гейш

27 Янв 2010


Нитта Саюри знаменитая японская гейша, героиня нашумевшего бестеллера Артура Голдена «Мемуары гейши», повесть о ее нелегкой, полной трагизма судьбе, открыла нам неизвестный и таинственный мир женщин иногда не по своей воле посвятивших себя этому трудному искусству. Да, да именно искусству, потому что гейша в переводе - «человек искусства».

Проанализировав историю гейш подробнее, понимаешь, почему их профессия творческая. Их внешний вид – это, по сути, маска, определенная им традициями и положением в обществе. Очень нарядные, похожие на экзотических птиц, с высокими необычными прическами, замененными на парики в нынешнее время, они так далеки от реальной жизни и скорее походят на красавиц XVIII-XIX веков с известных японских гравюр. Но если присмотреться по ближе, то красавицами их назвать очень трудно. Потому что очень толстый слой грима превращает даже молоденькие и хорошенькие личики в ненатуральные маски белого цвета с вычерченными зубами – дань старинной моде. Частенько можно встретить гейш даже пенсионного возраста.

Время прибавляет хорошему вину крепости и аромата, а c гейшами, проживало множество мастеров различных художественных ремесел, которые их обслуживали. Они шили кимоно, изготавливали обувь, всевозможные аксессуары, веера, предметы быта и музыкальные инструменты. Их потомки до сих пор продолжают жить и трудиться для гейш, делая атмосферу этого района еще более заповедной. Гейши из Киото – это самые известные гейши в стране. Они часть традиционной культуры Японии, которая гейшам мудрости и мастерства.

В Киото до сих пор существует квартал с названием - Гион, там гейши живут и работают уже на протяжении двухсот лет. Двухэтажные дома в традиционном стиле с наружными решетками, сегодня выглядят скорее загадочно. Хотя раньше в этом квартале, вместе с привлекает в этот город туристов и всех желающих познакомиться с историей гейш вблизи. Их можно повстречать на разных празднествах, там они устраивают чайные церемонии, организовывают небольшие представления и самим своим присутствием дают ощутить аромат старины.

Ежегодно весной в мае месяце в Киото со всей Японии приезжают люди, чтобы полюбоваться, как танцуют майко – ученицы гейш. Внешне майко похожи на взрослых гейш и кимоно у них такие же красивые, но концы их оби – парчовых поясов не завязывают, а распускают сзади. Это восхитительное зрелище стало одним из фестивалей национальных традиций.

Единственная школа гейш в Японии существует только в Киото. Там девочек начинают в возрасте семи-восьми лет обучать – танцам, пению, искусству грима, учат надевать и носить кимоно, играть на трехструнном инструменте сямисэне. Они учатся искусству чайной церемонии, разнообразным играм развлекательного характера и, конечно, тонкому мастерству очаровывать мужчин. Одной из основных причин такой притягательности гейш считают их свободный разговор, естественное общение и умение польстить мужскому самолюбию. Этого никогда не могли позволить себе женщины других социальных слоев, скованные традиционными условностями.

Сейчас в Японии принят закон об обязательном девятилетнем образовании и майко может перейти в разряд гейш только после окончания второй ступени средней школы. То есть не ранее 15-16 лет. В 21 веке профессия гейши такая же обычная, как всякая другая творческая деятельность и вместе с тем они как осколок старого феодального мира. Безусловно, в мире гей произошли свои изменения, но они сохранили основное свое назначение – утонченно развлекать гостей. Чтобы пригласить сегодня на вечер гейш, нужно выложить кругленькую сумму. Ведь их присутствие, даже короткое, означает, что у банкета очень высокий уровень. Приглашение гейш на вечеринку или праздник создает атмосферу комфортности, игривого флирта, а также интеллектуального общения. Чтобы быть интересной собеседницей гейша должна быть образованной, разбираться в классической восточной литературе и поэзии. Только не следует идеализировать мир гейш, как и в мире богемы, у них существуют разные уровни, соответствующие их таланту и мастерству.

Самыми дорогими и высокооплачиваемыми считаются таю-сан – это высшая каста – гейши-аристократки. Они присутствуют только на официальных правительственных и полуофициальных приемах в чайных домах, где японские государственные деятели и деловые люди занимаются решением своих вопросов, а так же заключают важные сделки. Когда – то правительство, отделило «веселые кварталы», выведя их за черту города, этим оно проявило заботу о нравственности горожан.

Населенность кварталов была очень плотной. Проживали там, в основном «жрицы любви» дзеро – они были почти в рабской зависимости, принадлежа своим хозяевам душой и телом, с ними заключались договоры, сроки, которых оговаривались. Но бывало и так, что хозяева покупали у обнищавших родителей их дочерей за сущие копейки. У дзеро была своя иерархическая ступень, были и высокооплачиваемые таю и тэндзин, и уличные внеразрядные проститутки. Их презирали и считали падшими женщинами, которым нет места в приличном обществе и вместе с тем, они были популярны, диктовали моду и сводили с ума сильную половину Японии. И в современном обществе у гейш существуют свои сценарии взаимоотношений с мужчинами, они могут испытывать искреннюю привязанность, и иметь постоянных покровителей, в том числе и очень влиятельных, но сегодня гейша абсолютно свободна, потому, что ее профессия позволяет ей быть независимой. А еще гейш очень часто приглашают не телевидение и радио, как исполнительниц песен и танцев.

Восточный Стиль © 2011. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Восточный Стиль при цитировании обязательна.

4 комментария

  1. Карамболь

    А на чём, интересно, играли гейши? На первой картинке один инструмент – похожий на тот, что в фильме «Мемуары гейши» показывали, а на двух других картинках – другой музыкальный инструмент. В статье написано только про трехструнный сямисен…

    Ответить
  2. Дарья

    Эх… тоже хочу в школу гейш. Пусть меня научат! )))
    А вообще очень хорошо, что в Японии так бережно относятся к традициям, культуре и сохраняют старинные профессии.

    Ответить
  3. Лиана

    Второй инструмент – «кото», если правильно помню..

    Ответить
  4. Иля

    да Гейши цветы прошлого и настоящего….надеюсь они не увянут в будущем))

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: