В первых столетиях исламской эпохи в искусстве ещё можно было заметить полу натуралистические образцы и мотивы, получившие достаточно широкое распространение и многообразные в разных областях, но приспособленные, чтобы удовлетворить эстетические интересы и вкусы новых властителей. Полностью развитый, очень абстрактный, идентифицируемый исламский стиль появляется только в средневековый период (десятый-двенадцатый века).
Почти во всех произведениях присутствует оригинальный образец, часто называемый «арабеска». Термин арабеска был введен в начале девятнадцатого века после знаменитой экспедиции Наполеона в Египет. Исламские мотивы сыграли основную роль в таком художественном явлении Европы, позже и Соединенных Штатов, как Ориентализм. На французском, итальянском, испанском языке «арабеска» = «арабский», но редко кто из представителей исламского художественного мира употребляет его. Кстати, сейчас арабески заняли достойное место как рисунки для трафаретов, наклеек - словом, всего того, что применяют декораторы для придания интерьеру неповторимых черт, ведь даже остекление лоджии может совпасть с созданием необычного витража, не говоря уже о декоре стеклянных и не только поверхностей старой мебели.
Исламские художники обычно использовали цветы и деревья как декоративные мотивы для украшения архитектурных форм, предметов домашнего обихода, тканей и т.д. Их вдохновляли на создание ставших классическими эталонами стиля приемы как местные, так и заимствованные.
Так, например, с вторжением Моголов в Западную Азию в тринадцатом столетии и установлением господства в Иране в 13-14 веках, многочисленные и многообразные китайские и индийские мотивы, хотя иногда и в заметно пересмотренной форме, значительно повлияли на художественный язык исламского искусства.
Если говорить о символике, то, наверное, за исключением сада и его обычной ссылки на Рай, растительные орнаменты в значительной степени лишены яркого символического значения.
Растительные мотивы применяли индивидуально или в комбинации с другими основными типами – каллиграфия и геометрический орнамент, и фигуральный мотив.
Фигуральные мотивы недавно завоеванных земель с началом распространения ислама, надо признать, глубоко влияло на развитие исламского искусства. Запрет на изображение человека или животного, происходящий из веры, сохранялся в религиозном искусстве и архитектуре, но в светском искусстве фигуральные мотивы процветали почти во всех исламских культурах, хотя и в очень стилизованной форме.
Фигуральные мотивы можно встретить на поверхности архитектурных и интерьерных объектов, на текстиле, в вышивке, но очень редко, почти никогда в скульптурной форме.
В некоторых случаях декоративные изображения сопровождали текстовые истории. Если вспомнить иллюстрированные рукописи, то миниатюрные картины являлись неотъемлемой частью этих произведений, визуальным пособием к тексту, и никаких ограничений не существовало. Кроме того, была категория фантастических существ – гарпии, грифоны др.
Элла Михайленко
Служба новостей компании "Надежный партнер" https://www.oknanp.ru/
Восточный Стиль © 2011. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Восточный Стиль при цитировании обязательна.
2 комментария
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
Запрет на изображение живых существ очень повлиял не только на развитие растительных орнаментов, но и, например, на язык – в арабских языках существует много красивых и точных эпитетов для описания людей.
ну ……..я мусульманка …..и у меня дома есть много шамаилей….они не только защищают мой дом и мою семью …но и украшают его своей красотой