Растительные и фигуральные мотивы в арабском искусстве
В первых столетиях исламской эпохи в искусстве ещё можно было заметить полу натуралистические образцы и мотивы, получившие достаточно широкое распространение и многообразные в разных областях, но приспособленные, чтобы удовлетворить эстетические интересы и вкусы новых властителей. Полностью развитый, очень абстрактный, идентифицируемый исламский стиль появляется только в средневековый период (десятый-двенадцатый века).
Почти во всех произведениях присутствует оригинальный образец, часто называемый «арабеска». Термин арабеска был введен в начале девятнадцатого века после знаменитой экспедиции Наполеона в Египет. Исламские мотивы сыграли основную роль в таком художественном явлении Европы, позже и Соединенных Штатов, как Ориентализм. На французском, итальянском, испанском языке «арабеска» = «арабский», но редко кто из представителей исламского художественного мира употребляет его. Кстати, сейчас арабески заняли достойное место как рисунки для трафаретов, наклеек - словом, всего того, что применяют декораторы для придания интерьеру неповторимых черт, ведь даже остекление лоджии может совпасть с созданием необычного витража, не говоря уже о декоре стеклянных и не только поверхностей старой мебели.
Исламские художники обычно использовали цветы и деревья как декоративные мотивы для украшения архитектурных форм, предметов домашнего обихода, тканей и т.д. Их вдохновляли на создание ставших классическими эталонами стиля приемы как местные, так и заимствованные.
Так, например, с вторжением Моголов в Западную Азию в тринадцатом столетии и установлением господства в Иране в 13-14 веках, многочисленные и многообразные китайские и индийские мотивы, хотя иногда и в заметно пересмотренной форме, значительно повлияли на художественный язык исламского искусства.
Если говорить о символике, то, наверное, за исключением сада и его обычной ссылки на Рай, растительные орнаменты в значительной степени лишены яркого символического значения.
Растительные мотивы применяли индивидуально или в комбинации с другими основными типами – каллиграфия и геометрический орнамент, и фигуральный мотив.
Фигуральные мотивы недавно завоеванных земель с началом распространения ислама, надо признать, глубоко влияло на развитие исламского искусства. Запрет на изображение человека или животного, происходящий из веры, сохранялся в религиозном искусстве и архитектуре, но в светском искусстве фигуральные мотивы процветали почти во всех исламских культурах, хотя и в очень стилизованной форме.
Фигуральные мотивы можно встретить на поверхности архитектурных и интерьерных объектов, на текстиле, в вышивке, но очень редко, почти никогда в скульптурной форме.
В некоторых случаях декоративные изображения сопровождали текстовые истории. Если вспомнить иллюстрированные рукописи, то миниатюрные картины являлись неотъемлемой частью этих произведений, визуальным пособием к тексту, и никаких ограничений не существовало. Кроме того, была категория фантастических существ – гарпии, грифоны др.
Элла Михайленко
Служба новостей компании "Надежный партнер" https://www.oknanp.ru/
Восточный Стиль © 2011. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Восточный Стиль при цитировании обязательна.
Запрет на изображение живых существ очень повлиял не только на развитие растительных орнаментов, но и, например, на язык – в арабских языках существует много красивых и точных эпитетов для описания людей.
ну ……..я мусульманка …..и у меня дома есть много шамаилей….они не только защищают мой дом и мою семью …но и украшают его своей красотой