Канун Нового года в Японии

4 Янв 2011

31 декабря для японцев - самый напряженный день. Люди проводят его деловито, поскольку ещё осталось много необходимых приготовлений, чтобы встретить новый год тихо и счастливо в кругу родных людей.
Омисока, Канун Нового года, начинается, когда все успокаиваются, около одиннадцати часов люди собираются последний раз в старом году, едят символическое блюдо Тосикосисоба (Тосикосиудон), лапша, соединяющая не только год уходящий с годом наступающим (тоси-коси), она объединяет людей в этот прекрасный вечер. Чем длиннее лапша, тем лучше. Лапшу гарнируют нарезанным зеленым луком или тэмпура. Многие строго придерживаются старых обычаев и едят лапшу ближе к полуночи, когда начинают звонить храмовые колокола, отчитывая грехи уходящего года. Конечно, тосикосисоба – не единственная еда в Канун Нового года. Моти, суши, сасими, весьма распространены на новогоднем столе. Традиционно к празднику готовят определенные блюда, которые будут кушать в течение трех праздничных дней - осэти-рёри. Правда, в последнее время осэти-рёри предпочитают покупать уже в готовом виде в супермаркетах и прочих продуктовых магазинах.

По центральному каналу Эн-Эйч-Кей Сого тэрэбидзён показывают Кохаку Ута Гассэн (Красно-Белое Песенное Сражение), в народе больше произносимое как Кохаку, красочное ежегодное музыкальное шоу в Канун Нового года. Красная команда (акагуми) – исполнительницы, белая команда – сирогуми – вокалисты, в стиле энка и джей-поп. Для многих молодых исполнителей Кохагу – путевка в большой шоу бизнес. Красная команда и белая команда – обычная практика в спортивных японских школах, к тому же это счастливые цвета. В 2009 году на Кохаку в качестве гостьи была приглашена Сьюзен Бойл.

В некоторых частях Японии в соответствии с древними новогодними обычаями, которые относятся ещё к 14 столетию, члены семьи выходят на улицу и разбрасывают жареные бобы, отгоняя демонов и приглашая удачу, что обычно в Японии в наши дни делают на Сэцубун.

В полночь у японцев, согласно старинным традициям, совсем не принято откупоривать шампанское и целоваться друг с другом. Вместо этого, люди отправляются в буддистский храм или синтоистскую святыню, все зависит от религиозных предпочтений.

108 - священное число в буддизме, 108 желаний (страстей) завлекают человека в цикл страданий и постоянных перевоплощений. Во время ритуала Дзёя-но-канэ, с каждым из 108 ударов в большой колокол, Цури-ганэ, человек может избавиться от всех грехов/желаний.

Вся Япония наполняется в полночь перезвонами колоколов в буддийских храмах, провожающих старый год и отмечающих приход нового года.

Всюду по территории Японии в синтоистских святынях готовят амадзакэ, очень слабый алкогольный напиток, который принято выпить после перезвона колоколов. Амадзакэ упоминается ещё в Нихон Сёки и известен с периода Кофун.

В синтоистских святынях (и в отдельных буддийских храмах) люди покупают офуда, амулеты, представляющие полоску из бумаги, ткани, деревянную табличку, с именем ками синтоистской святыни. Офуда необходимо обновлять каждый год, их вывешивают в дверном проеме, под потолком или же размещают в семейной святыне (камидана). Старые офуда сжигают, а священники в это время возносят благодарственные молитвы божествам за их покровительство в прошедшем году. Талисман, как считают, защищает членов семьи от болезней. Но существуют и специальные офуда, например офуда на случай пожаров. Самый популярный офуда - Дзингу Тайма из святыни Исэ. Тайма изготовлен из пеньковой ткани, как это было принято в старину.

В некоторых синтоистских святынях священники разрывают большие листы белой бумаги, символизируя, таким образом, избавление от «грешных» поступков, обычных в каждодневной жизни.

Значение слова Омисока до конца не исследовано. Кандзи (ми-со) означает тридцать, ми-со-ка обращается к тридцатому и последнему дню месяца в лунном календаре. Пристава «о» - сопоставительная, таким образом, последний день последнего месяца года. Само слово «мисо» происходит из оригинальной системы чисел в японском языке. Суффикс – «со» обычно добавляли к исконно присущим цифрам, 30= «ми» (от современного слова мицу или митцу) + «со».