Фестиваль драконьих лодок

1 Сен 2010

Дуань-у («двойная пятерка») или Фестиваль драконьих лодок, проводимый в 5-ый день пятого лунного месяца, насчитывает более чем 2 000 лет истории.

О происхождении фестиваля есть много легенд, среди которых самой популярной считается, что праздник ознаменовывает день памяти великого поэта-патриота Китая Цюй Юаня, министра в правительстве царства Чу в период «Чжаньго» (период Сражающихся Царств), который утопился в реке Мило, в 278 году до нашей эры, узнав о том столица царства Чу занята войсками циньского генерала Бай Ци.

Основные темы праздника – Цзунцзы, рисовые голубцы (рис, завернутый в бамбуковые листья), реальгарное вино сюнхуанцзю, состязания по гребле.

Фестиваль Дуань-у с 2008 года официальный праздник и выходной день в материковом Китае, Гонконге и Макао. Подобный фестиваль проходит в Японии, Вьетнаме и Корее.

В виду надвигающейся опасности в лице царства Цинь, Цюй Юань выступал за независимость своей родины и пытался защитить царство, усиливая его армию, но был оклеветан аристократами соперниками, возглавляемыми Цзы Ланем, под чье влияние попал и правитель царства Чу, Хуай. Цюй Юаня обвинили в измене и выслали из столицы.

В годы изгнания Цюй Юань написал много стихов, благодаря которым его особенно помнят. Он очень заботился о простых людях, бережно собирал и хранил фольклор.

«Ли Сао» (приблизительно, Горе от ухода), «Тянь Вэнь» (Небесные Врата), «Цзю Гэ» (Девять Песен), «Хуай Ша» (Объятия Песка) и другие поэмы– бессмертные шедевры поэта.

Через двадцать восемь лет Цинь завоевали Чу. Цюй Юань закончил последнюю часть «Ай Ин» (Плач по Ин) и бросился в реку Мило в пятый день пятого лунного месяца.

Поэма отражает глубокое беспокойство о судьбе родной страны, жалость к людям царства Чу, гневу по отношению потакающему своим желаниям правителю и порочным приближенным, которые позволили случиться трагедии.

После смерти Цюй Юаня люди столпились на берегу реки, чтобы проявить уважение его патриотизму. Рыбаки на лодках проплывали верх и вниз по течению река, в поисках тела. Чтобы рыбы не съели тело, жители бросали в реку цзунцзы, завернутые в тростниковые и бамбуковые листья (голубцы в форме пирамидок) и яйца. Один пожилой доктор вылил кувшин реальгарного вина (алкогольный напиток, выдержанный с реальгаром), чтобы напоить водных обитателей.

По сегодняшний день люди следуют за установленными традициями. Цзунцзы люди готовили, начиная с периода «Чуньцю» (период «Вёсен и Осеней»). В прежние времена, они представляли клейкий рис, обернутый листьями тростника или других растений и перевязанные цветной нитью. В настоящее время начинки для цзунцзы многообразные, включая ююбу и бобовую пасту, свежее мясо и ветчину, яичный желток.

Гонки на драконьих лодках – обязательная часть фестиваля, проходящего по всей стране. Как только дан старт, гребцы гармонично и спешно гребут веслами, сидя в лодках в форме дракона, под ритм барабанных звуков. Чем быстрее ритм, тем сильнее они налегают на весла. Хотя народная мифология связывает соревнования с теми действиями, которые совершили рыбаки в поисках тела Цюй Юаня, эксперты благодаря кропотливым исследованиям выдвинули другую теорию. Гонки проходили уже в период Враждующих Царств и связаны они были с поклонениями Китайскому Дракону. Пища, в том числе, возможно, первоначально являлась угощением Короля Драконов. А мчащиеся лодки олицетворяют активную энергию Ян, по мнению исследователей.

Соревнования развились в один из видов водного спорта, проходящих не только в азиатских странах, но даже в Великобритании. В 1980 году их включили в список официальных спортивных соревнований, и с тех пор победителям вручается приз «Чашка Цюй Юаня».

Собираясь на праздник, родители надевают на шею детей предварительно сшитые «медицинские» мешочки, которые заполняют ароматными и целебными травами или вкладывают в них духи. Люди верят, что мешочки способны помочь в отражении злых сил.