Священный сад Индры
Индусы боготворили деревья, являющиеся главными процессорами солнечной энергии в природе, благодаря которой появлялись ароматные цветы, фрукты, древесина, которые были так необходимы в том числе и в медицине.
Ману - первый живший на земле человек и царь людей полагал, что деревья подобно людям обладают разумом, могут чувствовать боль и удовольствие. Индийские мудрецы и провидцы восхваляли деревья - ашваттха (фикус священный), гулар (фикус кистевидный), ниим (азадирахта индийская), баиль, фикус баньянский или баньян (баград), асока, амала, арджуна и много, много ещё других деревьев, которые с ходом времени приобретали социальную значимость и религиозную неприкосновенность.
Баиль, Рудракша (элеокарповые) и Бер (зизифус настоящий) считаются любимыми деревьями Шивы. Сал (шореа робуста) и Пипал (ашваттха) – Вишну. Дерево Кадамба – Кришну. Манго – Ханумана. Асока – Камадева, Хлопковое дерево - Лакшми. Кокосовая пальма – Варуны и так далее и тому подобное. К ним мы ещё вернемся.
Пять лелеемых Индрой деревьев, растущих в его райском саду (Сварга).
- Мандара или Индийское Коралловое Дерево. Живописное дерево из семейства бобовых (эритрина стрикта) с эффектными алыми цветами, расположенными в плотных группах горизонтальной формы на концах ветвей. Мандара, декоративное растение, которое описывают как один из драгоценных камней цветочного мира. У дерева много крепких ветвей, «вооруженных когтями тигра» (колючками), его иногда и называют Коготь Тигра.
Находясь в тени дерева, по мнению индусов, можно избавиться от физической боли и умственного перенапряжения. В медицинской системе сиддхов плоды дерева употребляют при проблемах сексуального характера - нарушение менструального цикла и трещин на верхушки головки полового члена.
-
Париджата, небольшое дерево с золотистой корой, листьями с оттенком медного цвета, ароматными белами цветами, с желтой серединкой, и фруктами, которые обладают омолаживающим и восстанавливающим жизненные силы эффектом. Наряду со многими другими волшебными вещами, париджата, священное дерево, которое было добыто на дне мирового океана во время пахтания. Индра забрал его в свой райский сад, откуда Кришна по просьбе своих любимых жен Сатьябхамы и Рукмини перенес его в Двараку. Желая сделать жен счастливыми обеих, Кришна посадил дерево в саду Барабанки на стороне Сатьябхамы но так, чтобы прекрасные цветы падали на сторону Рукмини. Неизбежный конфликт последовал из-за поступка Кришны, между богами, описанный в «Вишну Пуране». Индра проклял украденное дерево и сказал, что цвести оно будет, но никогда не принесет плодов.
После ухода Кришны с земли, Дварака погрузилась в океан, и дерево забрали боги на небеса.
С Париджата или «Зацветающим ночью Жасмином» связано много романтических легенд. В одной из них рассказывается, что принцесса Париджатака полюбила солнце, но не смогла покорить его сердце. Она убила себя, а из её праха и выросло дерево, которое цветет только ночью, а утром с первыми лучами солнца, словно слезы по безответной любви к светилу, теряет свои сладкие ароматные цветы. Поэтому его иногда называют «грустным деревом». Цветок Париджата – официальный символ Западной Бенгалии.
Дерево цветет по ночам между августом и декабрем, распространяя сильный сладкий аромат в окружающей области. А утром все вокруг покрывается ковром из белоснежных лепестков. Любители цветка встают рано утром, чтобы собрать ещё свежие лепестки, расположить их на плоском блюде и вдыхать изумительный аромат.
Цветы и фрукты париджаты активно используют в медицинских целях. Плоды плоские коричневого цвета, сердцевидной формы, с двумя секциями, в каждой из которых одно семя.
Сок из листьев горько-солоноватый, эффективен при лихорадке, включая малярию, так же употребляется при общем кашле, артрите, радикулите. Смешанный с небольшим количеством меда, сок дают маленьким детям при болях в животе. Цветы действуют и как успокоительное средство при кишечных заболеваниях. При обработке кожных заболеваний, вздутии живота и овечьем стуле применяют семена дерева.
Маски для лица, приготовленные из пасты из молодых листьев дерева, обеспечивают здоровую и сияющую кожу и, вообще, это отличная профилактика множества заболеваний кожи.
Отвар из семян параджата – великолепный тоник для волос и отличное средство против перхоти.
Из цветков делают «анарбати» (ладан) и эфирное масло. Оранжевая серединка цветка часто используется для окрашивания шелка и хлопковой одежды буддистских монахов.
На северо-востоке Индии, особенно в штате Ассам, цветы продают на растительных рынках и люди с удовольствием покупают их, не сомневаясь в их лекарственной пользе. Из цветков они готовят суп, который едят каждое утро для прекрасного здоровья.
- Самтанака или дерево чудес, чьи листья повышают сексуальные возможности мужчины и делают его семя изобильным.
- Харикандана или сандаловое дерево. Источник ценнейшего масла сандалового дерева, применяемого в духах, мыле, ладане. В Индии полагают, что аромат сандала держит в страхе злые силы. В классической индийской литературе сандаловому дереву посвящено много страниц. Древесину использовали для строительства храмов. В наши дни индийское правительство запретило экспорт любых разновидностей сандалового дерева.
- Калпатару или Калпаврикша, мифическое дерево, «Дерево Желаний», дерево надежды, о котором повествует санскритская литература, исполняющее желание дерево. Дерево идентифицируют с любым другим божественным деревом, в том числе и из перечисленных.
Любовь и возвышенное отношение к растительному миру хорошо отражено в индийской поэзии. Образ цветка там фигурирует особенно часто, в самых различных сравнениях.