История хны: от рисунков на теле — до медицины
Развитие специфических традиций, связанных с использованием хны в качестве украшающего средства, проследить непросто, как и выяснить, где первоначально её начали применять. Но существуют убедительные доказательства, свидетельствующие, что уже люди неолита в 7 тысячелетии в Чатал-Хююк украшали хной руки во время религиозных обрядов, связанных с почитанием богини плодородия.
Хну использовали представители цивилизаций древнего мира - Шумеры, Угаритяне, Вавилоняне, Ассирийцы, Ханаане, Семиты. В самом раннем письменном источнике хна упоминается как свадебное украшение для женщины или в других особых случаях. Об этом можно прочитать в сказаниях Угарита о «Балу и Анату», начертанных на каменной плитке относящейся к 2 100 до н.э. и найденной на северо-западе Сирии.
В древнем Египте хной окрашивали пальцы рук и ног фараонам перед мумификацией. Но фараоны были не единственными, кто мог украсить себя хной, люди верили, что естественные красители - хна, охра, кровь - помогают улучшить понимание земной и духовной сущности.
У Ани, известного мумифицированного писца (по «Книге Мертвых») ногти тоже были покрашены хной. Есть несколько средневековых картин, на которых царица Савская, украшенная рисунками хной, едет навстречу Соломону.
Хна употреблялась в южном Китае. Там она была связана с некоторыми обрядами, по крайней мере, в начале первых веков нашей эры. В «Описании Южных Растений» («Наньфан Цаому Чжуан» 304 г) Си Хань говорится, что хну привезли в Южные Моря из Да Цинь (Великий Цинь). Великий Цинь мог быть Римом, Александрией, Сирией, но наиболее вероятным считают, что все же имеется ввиду «с плоскогорья Деккан в Индии». Применение хны в 4-м, 5-м столетиях в Индии ясно проиллюстрировано на Бодхисаттвах и индуистских божествах в пещерах Аджанты и в подобных наскальных рисунках на Шри-Ланке. Это свидетельствует о том, что хну начали в Индии использовать задолго до покорения Индии династией Великих Моголов и за сотни лет до распространения ислама.
Традиционные цели, применимые к украшению хной, в современные дни меняются от культуры к культуре. Но популярными остаются связи менди со свадьбой, обрезанием, беременностью, празднованиями по случаю Эид Аль-Адха или Курбан Байрам. Хной расписывают тело, чтобы защититься от дурного глаза и уберечься от злых сил.
На арабском языке хна – аль-хинна. Лавсония инермис (неколючая) - растение, которое вырастает до двух метров в высоту. Найти его можно в жарком и сухом климате многих азиатских и африканских стран. Листья, цветы и стебли содержат соединения, обладающие дубильными свойствами, танин.
Из перемолотых листьев получают красящий порошок, который смешивают с горячей водой. Для различных оттенков хну смешивают с листьями и фруктами других растений: индиго, чай, кофе, гвоздика, лимон. Полученной пастой часто красят волосы. Во время изнуряющей жары хна действует как охлаждающий агент. В декоративном боди-арте к пасте добавляют масло и сахар, для усиления долговечности и яркости рисунка.
В то время как растение (хна) известно под многими наименованиями, искусство, которое создается с помощью неё, называют «хенна» в арабском варианте и «медхи», сообразно традициям хинду.
Кроме своего традиционного и церемониального использования хна хорошо известна лекарственными возможностями. Её применяют для лечения кожных заболеваний, при сильных головных болях, охлаждения кожи, в случае опухоли, особенно в жаркое время года. Масло, которое получают из цветков хны, врачи рекомендуют при выпадении волос и соответственно для лучшего роста волос, профилактики заболевания ногтей. При грибковых заболеваниях ногтей пасту из хны смешивают с уксусом.
Профильтрованный настой из листьев хны при его питье в течение сорока дней каждое утро – эффективное средство и при сложных заболеваниях: желтуха или незаживающие раны.
Менди действует как очиститель крови. Головные боли, вызванные тепловыми ударами, можно успокоить, вдыхая запах цветков хны. Оливковое масло, смешанное с перемолотыми листьями – эффективное средство при мышечных болях.