Балийцы, кто они?

10 Июл 2012

Вероятнее всего, нет другого народа в Индонезии более всего осведомленного в собственной этнической идентичности, чем балийцы (народ бали), популяция которых насчитывает почти 3  миллиона человек. Жители островов Бали и Ломбок, западных территорий острова Сумбава, самых восточных областей Явы (округ Баньюванги) балийцы часто изображаются как красивые, изящные, любезные, художественно развитые люди. Фактически никакая категория балийской культуры не обойдена внимательным интересом путешественников, число которых увеличивается с каждым годом. Туристы приезжают на Бали, чтобы наслаждаться изумительными пляжами, восторгаться величественными храмами и воспринять подлинные эмоции при соприкосновении с традиционной культурой и традициями балийцев.

Балийская культура знаменита танцами, драмой, скульптурой, музыкой гамелана - традиционного оркестра, театром теней Ваянг-Кулит, некоторыми уникальными аспектами, связанными с религиозными традициями. Балийская культура – синтез индуистских и буддийских традиций с  балийскими обычаями.

Индуизм имеет устойчивое положение на Бали с давних времен, но современные отличительные индуистские практики балийцев датируются примерно 15-16 вв., когда яванские принцы бежали из Маджапахита. Произошло это после того, как на Яве начал крепнуть ислам. Богатейшая культура империи Маджапахит, достойная отдельного обстоятельного разговора, интегрировалась в местную культуру, и с того времени балийцы, за исключением небольшого процента мусульманского населения на севере, поддерживали антиисламскую политическую позицию, бережно сохраняя самобытную идентичность.

В целом балийцы как единый народ сформировался в ходе трех исторических периодов. Первая волна поселенцев прибыла из Явы и Калимантана (Борнео) в доисторические времена, протомалайская семья. Вторая волна медленно прибывала из Явы во время индуистского периода, и третий заключительный этап формирования народа, о котором было упомянуто, связан с распространением ислама на Яве в 15-16 столетии. Аристократы покидали яванскую империю Маджапахит, не желая мусульманских преобразований. Это способствовало изменению балийской традиционной культуры в синкретическую форму классической яванской культуры со многими балийскими составляющими.

Балийское общество, так же как и яванское, представляет стратифицированное общество. Небольшой класс брахманов, определяемый по наследственному признаку, незначительные группы класса вайшья и кшатриев. Хотя кастовая система балийцев характеризуется индийской терминологией, балийская система не вовлекает профессиональные специализации или идеи о ритуальном загрязнении при отношениях между представителями разных каст. То есть не запрещается брачный союз между людьми, представляющими разные касты, но женщинам, однако, запрещено выходить замуж за человека, который не равен ей в социальном отношении. Среди балийцев очень много видных политических деятелей и состоятельных людей, который принадлежат к касте шудра.

Балийцы с энтузиазмом разделяют принципы корпоративных структур. Одна из самых важных -  родственная группа дадиа, определяемая по мужской линии. Объединения поддерживают храмы, посвященные общему главному предку, проводят соответствующие ритуалы, выбирают лидера. Престиж дадиа зависит оттого, насколько влиятельны представители группы в социальной жизни. Балийцы даже супруг предпочитают выбирать внутри дадиа. Корпоративные отношения часто помогают в создании культурных и вместе с тем деловых организаций, например, художественные, танцевальные студии, кооперативы, специализирующиеся на изготовлении ювелирных изделий и тому подобное.

Балийцы также члены банджар, деревенских сообществ. Они частично совпадают с дадиа, хотя правила членства не идентичны. Социальные группы, в которых членство распределяется по обеспечению безопасности, в торговом сотрудничестве в сфере туризма, формирований между различными деревенскими союзами. Совет банджар - главы семейств, ответственные за брачные союзы или разводы между людьми, порядок наследования, за мобилизацию необходимой рабочей силы для прославленных на весь мир кремаций. У каждого банджар может быть свой оркестр, свои танцы, ткацкие мастерские.

И ещё одна важная корпоративная структура - сельскохозяйственное сообщество, субак, соотносимое с разделенными рисовыми полями. Каждый субак не только конгрегация членов, совместно ответственных за жертвоприношения в храме, находящемся в центре, принадлежащем участникам рисовому полю. Это также организация ирригационной системы, сложного комплекса координированных работ в сезон посева и сезон сбора урожая, поскольку часто пятьдесят и более сельскохозяйственных сообществ зависят от общего водного потока, а каждый субак стремится к полной независимости. Хотя правительство не раз пыталось взять под свой контроль ирригационный график, усилия не имели успеха и приводили к неоднозначным результатам. В начале 1990-х годов возникло движение, требовавшее вернуть контроль над сельскохозяйственным графиком и традиционным договоренностям к соединённому субак-директорству.

Большинство балийцев исповедуют «религию освященной воды», Агама Тирта (Агама Хинду Дхарма), основанную на учении Шивы и яванского буддизма. Как говорят, странствующие индийские монахи представили балийцам священные тексты индуизма и буддизма несколько столетий тому назад. Люди восприняли учения и объединили их с собственной прединдуистской мифологией. Балийцы, которые ведут происхождение ещё до третьей волны иммиграции, известны как Ага Бали и не являются последователями Агама Тирта, сохраняя собственные анимистические верования.

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: