Китайский чай и музыка

25 Дек 2011

Урожай чая считался особенно важным событием в жизни Китая. Прежде чем начинать сбор чайных листьев, исполнялись церемониальные обряды, небесным божествам –покровителям приносили дары. После того как выбирали определенный день, чайные листики начинали срывать чайные листики под звуки барабана и цимбалов. У сборщиц чая должны были быть ногти установленной длины, чтобы они ни в коем случае не касались чая кожей рук. Листья сортировали для изготовления различных сортов чая, и чай высшего сорта из собранных молодых листочков и нераспустившихся почек в первую очередь посылали в императорский дворец. За плитку чая высшего сорта платили золотом, но был чай и таких сортов, которые считались практически бесценными.

Плитки украшали рельефными рисунками в виде благоприятных символов нации – дракон, феникс. Чайным плиткам давали красивые наименования.

Плитка «Большой Дракон», Маленький Дракон, Белоснежный Драконий Жемчуг, Прекрасный Серебряный Росток, Листик Облака, Золотые Монеты, Нефритовый Цветок, Росток Долголетия, Непреходящий Весенний Нефритовый Листок, Дракон в Облаках, Росток Драконьего Долголетия, Дракон, Феникс и Цветок, Бессмертный Весенний Серебряный Росток.

До периода правления династии Мин в Китае чай заваривали в чашке с крышкой («гайвань»), прежде чем начались использоваться чайники.

Различные способы приготовления чая рассматривали, прежде всего, как лекарственные средства. В приготовлении чая использовались соль, лук, имбирь, апельсин или мята. Несмотря на доступность молока и сахара их никогда не добавляли в напиток.

В годы правления династии Сун (690-1279) каждый аспект чайной культуры был доведен до совершенства. Чайные листья после обсушивания на солнце размалывали в порошок в маленькой каменной дробилке. Чай сбивали в горячей воде тонкой метелочкой, изготовленной из расколотого бамбука. Новый способ заваривания чая отличался от рецептов Лу Юя, что привело и к выбору другого чайного листа. От соли отказались категорично. Энтузиазм представителей элиты династии Сун, изобретавших все новые и новые способы заваривания чая, не знал границ.

Чай был не просто поэтическим времяпрепровождением, а одним из методов самореализации. Устанавливались чайные домики (чаляо), чайные палатки (чатань), в которых можно было полностью отдаться во власть чая на социальном и духовном уровне.

Мужчины собирались в таких местах, чтобы не только поговорить, послушать музыку, восхититься произведениями искусства, но и принять участие в своеобразных турнирах, «тестах на вкус вслепую» для определения качества заварки, воды, чая. У аристократов были свои небольшие роскошные частные павильоны. В них все настраивало на лирическое настроение, подходящее для дегустации чая. Развивается искусство изготовления керамической посуды для чайной церемонии - достаточно вспомнить знаменитые исинские чайники. Пиалы становятся более глубокими и широкими. Так как у готового чая был светло-зеленый цвет, чашки покрывали черной или темно синей глазурью, чтобы увеличить интенсивность цвета чая.

В древних китайских мелодиях сосуществуют утончённость, элегантность и первобытная простота. Музыка исполняется на таких музыкальных инструментах, как гуцинь или цисяньцинь (семи струнный инструмент: ци-семь, сянь=струны, цинь=струнный инструмент), гучжэн (типа японского кото), сяо (китайская флейта).

Питье чая под звуки древней как мир китайской музыки рождает гармонию в душе и расслабляет тело. Самые известные мелодии имеют легендарные истории, что усиливает определенное эстетическое и духовное удовольствие.

«Высокие горы» и «Струящаяся вода» (мелодии весеннего и осеннего периодов или эпохи «Враждующих царств»).
Гао Шань и Лю Шуй

Бо Я мастерски умел играть на цисяньцинь. Чжун Цзыци, благородный человек, а может и простой лесоруб, но в любом случае способный чувствовать прекрасное, и понять, что было на сердце у Бо Я, когда он играл на гуцинь. Когда Цзыци умер, Бо Я сломал струны своего инструмента и сказал, что никогда не будет играть. Он чувствовал, что только один человек в мире мог понять его душу, и им был Чжун Цзыци.

Мелодии «Гао Шань» и «Лю Шуй» повествуют о прекрасной дружбе двух людей и иллюстрирует китайский идеал дружбы.

«Дикие Гуси снижаются над ровным песком», Пин Ша ЛоЯнь. Ещё одна старинная мелодия. Стая гусей о чем-то напевает в небе. Они собираются опуститься на землю. Горизонт далеко и песок в пустыне кажется совсем плоским. Свободный гусь, летящий в небе, воплощает предмет желаний и широту ума мудрецов-отшельников.

«Возлюбленные Бабочки» или Лян Шаньбо и Чжу Интай (Ромео и Джульетта в китайском варианте). Музыка основана на китайской легенде о трагической любви молодых людей. Красивая, печальная мелодия.

«Юй Цяо Вэнь да», мелодия представляет диалог между лесником и рыбаком. Возрастающий тон указывает на вопрос, в то время как ниспадающий тон – ответ.