Красота Нефертити: из истории египетской косметики

31 мая 2010

Само слово косметика впервые стали употреблять для описания обязанностей римских рабов, которые должны были умащивать тела своих господ - мужчин и женщин -  благовониями и духами. Антропологи уверены, что примитивная парфюмерия начиналась с возжигания ароматных смолистых выделений деревьев для воскурения фимиама. Благовонные растения растирались и перемешивались с животными жирами или растительными маслами для церемониальных помазаний, а позже и просто для удовольствия.

То, что люди начали пользоваться косметикой уже 10 000 лет до нашей эры -  факт, подтвержденный археологическими исследованиями.

Уже в неолитические времена (7 000 – 4 000 до н.э.) оливковое масло и растертые кунжутные семена, объединенные с ароматными травами представляли превосходные притирания.

Но большая часть достойной информации прибывает приблизительно из 3 000 тысячелетия до нашей эры из письменных отчетов и артефактов Месопотамии и Египта.

Египетские папирусы 2 700 до н.э. поведали много тайн о создании изумительных масел, духов для сохранения молодости, красоты и здоровья. В «Повести о Гильгамеше» рассказывается о легендарном правителе Ура в Месопотамии (современный Ирак) возжигающем ладан, приготовленном из кедрового масла и мирра, чтобы порадовать богов и их подруг. В каменной табличке из соседней Вавилонии перечислен заказ на импорт кедра, мирра и кипариса, в других табличках содержатся рецепт душистых мазей и лекарственные возможности кипариса.

Сердечное отношение к косметике древние египтяне впитывали вместе с молоком матери.

Они красили губы и румянили щеки глиной, известной как красная охра, для подкрашивания лица первоначально употребляли три краски: черную, зеленую и белую. Черной подкрашивали брови и ресницы, зеленой – проводили под глазами широкую полосу, а белой красили ногти. Впоследствии вместо зеленой краски стали наносить оранжевую краску, которой также красили кисти рук и ступни ног.

Коль (буквально украшать глаза) - порошок черного цвета, из растолченной сурьмы. В дополнении к возможностям создания привлекательного облика с помощью сурьмы, традиционно коль в Египте, Северной Африке и Индии использовалась в целях профилактики возможных глазных инфекций. Кроме того, древние люди полагали, что она могла защитить от дурного глаза. Но как ни странно, сурьма, в силу которой на протяжении веков так свято верили в далеком прошлом, в наши дни считается источником свинцового отравления.

Коль сохраняли в раковинах, позже в небольших ёмкостях, изготовленных из слоновой кости, алебастра, фарфора, серебра, древесины, стекла. И сегодня на восточных базарах можно приобрести «макхаллас» - серебряные контейнеры с краской для век с элегантными палочками.

В набор косметички древних египтян входили кроме сурьмы жженый миндаль, графит, окисленная медь, охра, пепел, малахит, кризоколла (сине-зеленая медная руда), а также любые комбинации из перечисленного списка - и это в те времена, когда ни электроэпиляция на дому, ни визаж в том продвинутом виде,  в каком мы его знаем сейчас, были недоступны. Для нанесения косметики египтяне пользовались маленькими палочками из древесины, кости, серебра или камня с выпуклым наконечником.

Египтяне гордились своим телом и чистоплотностью. После купания в реке, бассейне или ванне, они втирали в себя масла, пропитанные душистой древесиной. Для этого приготовленную смесь по определенным рецептам оставляли на некоторое время в деревянной емкости, пока она полностью не поглощала аромат и полезные качества ценной древесины. Ароматные масла и душистые мази использовались активно, чтобы очистить, смягчить кожу и скрыть неприятный запах. Естественными красителями покрывали лицо главным образом во время церемониальных и религиозных действий.

Обеспеченные люди употребляли для кожи лица и тела множество минеральных препаратов.

Священная коллекция масел, буквально лелеемая древними египтянами, предусматривала усиление поведенческих инстинктов. В нее входили:

  • нард, стимулирующий эмоциональное состояние,
  • дикий майоран, активизирующий обоняние,
  • пальма, придающая энергичность,
  • мирр, облагораживающий кровь,
  • можжевельник для успокоения и очищения
  • травка, которая известна по своему китайскому названию «фо-ти» («хэ шоу у» или Polygonum multiflorum) - сексуальный стимулятор,
  • лотос, напоминающий о сладких  объятиях женщины.

Масло и сливки употребляли для защиты от лучей жгучего египетского солнца и сухих ветров. Тимьян, майоран, ромашка, лаванда, лилия, мята, розмарин, алоэ, роза, оливковое масло, кунжутное масло и миндальное масло являлись так же компонентами большинства духов.

Дыхание освежали, пережевывая измельченные листья тамариска.

Для матового цвета лица мази для лица смешивали с размолотыми муравьиными личинками. Экскременты крокодила использовали для грязевых ванн. Овечьей кровью смешанной с жиром овцы покрывали ногти, оливковое масло с перемолотым ячменем применялось при прыщах.

Благовонные запахи – фундаментальное понятие египетского общества.
Например, густые твердые мази, типа нард, умащивали на головах  выступающих в храмах и не только танцовщиц и музыкантов. При активных движениях мази постепенно таяли, тогда как танцовщицы и музыканты благоухали. Найденный в захоронении Тутанхамона спустя 3 000 лет ладан, сохраненный в жире, по-прежнему испускал слабый аромат.

Парфюмерия начиналась как тайное искусство, а к 2 500 г до н э оно было усовершенствовано до мельчайших нюансов жреческим духовенством храма Дендера, где изготовлялись фармацевтические препараты. На одной из стен храма описан способ получение масла и его дистилляции.

Египтяне верили, что растения обладают духовной конституцией и способны творить чудеса, заживлять самые безнадежные раны. Вот этим процессом извлечения целебной духовности - что, согласитесь, важнее задач, которые несет в себе современный кабинет электроэпиляции, -  и занимались египетские жрецы.

Кедровое масло считали самым священным из всех дистиллированных масел и принципиальным маслом для мумификации.

Можно даже в какой-то степени утверждать, что наука мумификации стала непосредственным бенефициарием парфюмерии.

Семь священных масел, употреблявшихся при мумификации, сформировали фонд ритуального египетского волшебства, самый известный аромат «кифи», значение которого было «добро пожаловать в мир богов».

Жрецы, поняв истинные возможности масел, считали, что определенные типы духов могли способствовать увеличению власти. Поскольку соседние цивилизации воспринимались в египетском обществе как примитивные, духовно несовершенные, жрецы боялись за то, чтобы их знания о чародейственных ароматах будут раскрыты.

Функция парфюмерии заключалась в том, что достичь духовного достоинства можно при совершенствовании физических, эмоциональных и умственных аспектов человеческого существования. Сам РА, божество солнца, был источником аромата. Под египетскими верованиями понималось – «хороший запах – признак святости» и только прекрасно пахнущие люди будут приняты после смерти в другом счастливом мире богами.

Элла Михайленко