Ландшафтный дизайн по-японски. Сад Тисэн-кайю-сики.

30 Мар 2010


Кроме основных категорий японских садов: Карэсансуй (дзэн сад), Цукияма, копирующий известные пейзажи Японии и Китая, Тянива, сад, объединенный с чайной церемонией, существуют такие стили сада, которые проектируются специально для рассматривания и любования природой.

Сады Кансё - для рассматривания из дома. Сады, которыми любуются, находясь в лодке, например на озере.

Один из старейших стилей из этой группы японских садов, «тисэн-кайю-сики», буквально, прогулка по сезонному саду. Они предназначены для отдыха, но вместе с тем для показа растений или выставки необычных камней.

История начала проектирования таких садов начинается в аристократические времена Японии, а именно в эпоху Хэйан и «родина» сада – Китай. Сложный, богатый и, конечно, дорогой стиль для воплощения его в жизнь. Главные мотивы сада – большой водоем, острова и холмы. Но если такой тип сада обращен непосредственно к вам, но нет возможности развернуться на большой территории, то сад «тисэн-кайю-сики» можно воссоздать в меньшем масштабе.

Тисэн-кайю-сики – сад, который надо «постигать» не только глазами, но,  прежде всего, разумом, позволить нашему воображению переместиться из очевидного состояния и глубже понять духовное значение. Ландшафтный дизайн сада - в каждом его  аспекте - проработан во всех   тонкостях, и словно приглашает во время прогулки замедлить движение, понаблюдать и рассматреть сад внимательнее. Вдумчивый наблюдатель обнаружит взаимосвязь основных японских эстетических принципов, каждый из которых дополняет и укрепляет друг друга. В этом стиле сада хорошо выражен японский пейзажный принцип «скрывать и показывать».

Особенное развитие получат «тисэн-кайю-сики» в период Эдо среди богатых землевладельцев. К этому времени были хорошо развиты принципы Дзэн садов, Карэсансуй, они играли важную роль в проектах садов других категорий.

Когда Рикю спросили, какой, по его мнению, должен быть прекрасный родзи, он ответил, «густой, зеленый мох, все простое и солнечно теплое».

С самих ранних времен японской истории японцы любили и уважали естественную красоту, и в садах стремились воссоздать этот мир в миниатюре. Зимой снег на голых ветвях и каменные фонари, покрытые снегом, похожие на цветок (сэккю=снежные расцветы). Даже этот сезон, связан с угасанием природы, является жизненно важным для японского садовника, возможно, это объединено с восточным понятием жизненного цикла.

Весной расцветающие азалии и прекрасная сакура, вслед за ними буйная зелень лета, уступающая место благородным хризантемам и ностальгирующим ярким кленам осенью.

Существуют определенные принципы, к которым обращается только ландшафтный дизайн сада в японском стиле. Важнейший из них -  природа. Её можно идеализировать, символизировать, но никогда не пытаться создавать то, что не подвластно самой природе. Например, в природе не найдешь водоема правильной геометрической формы или фонтана. Никогда не забывать, пытаясь создать «большой» пейзаж, о соотношении или «суми». Все элементы, объекты в саду должны быть тщательно подобраны, и отвечать по размеру друг другу. Следует помнить, что огромное количество заботы, энергии и ресурсов, в том числе, придется израсходовать, чтобы создать атмосферу нетронутой естественности и покоя.

Основная палитра цветов для пейзажного сада – зеленый, коричневый и черный, как основной акцент. Скалы (камни), тщательно подбираются, чтобы предположить возраст и тайны, которые они хранят. Каменные глыбы глубоко закапывают в землю.

Объекты в японских садах устраивают в нечетном исчислении – семь, пять, три, предполагая асимметрию в природе. Так же как контраст между тонким и толстым, вертикальным и горизонтальным, гладким и шероховатым стимулирует ум, побуждая его найти собственный путь к совершенству.

В японском саду все не просто декоративно. Красота природы подчеркивается даже бамбуковыми заборами, простые формы которых повторяют окружение, соломенными крышами, деревянными мостами.

Заборы и ворота столь же важны в японском саде, как фонари и клены. Как только мы входим на территорию сада, мы настраиваемся на другое мышление, уводящее нас от внешнего мира. У заборов и ворот в этой связи глубоко символическое значение, в то же время и практическая функция. Сад рассматривается как отдельный мир, в котором нет никаких забот или проблем суетного мира и заборы изолируют от этого уже другого мира, ворота – порог, где мы на какое-то время отказываемся от мирских забот, а потом готовимся вернуться вновь.

Прогулку по японскому саду совершила автор статьи - Элла Михайленко и компания "Живая Легенда".

Восточный Стиль © 2011. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Восточный Стиль при цитировании обязательна.

3 комментария

  1. Марина

    Японские ландшафтный стиль – потрясающая возможность отнестись к окружающему нас миру с любовью и глубоким почтением. Настолько тонко взаимопроникновение стихий и элементов конструкции садов, что это демонстрирует гармонию в действии. Остается только учиться чувству меры и соизмеримости. Особенно это касается духа сада и его растительного наполнения.

  2. karcino

    Тисэн-кайю-сики – сад, который надо постигнуть. Сад наводит на размышления о гармонии, соразмерности, ассиметрии, эстетике.

  3. Rabbit

    Японский ландшафтный дизайн-это особая восточная философия, и умение создавать в саду миниатюрную копию мира и бытья. Пример яркого японского дизайна- сад камней, состоящий из 13 камней, один из которых скрыт и невиден.

Оставить комментарий к Rabbit Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: