Суйбоку-га или Суми-э – японские рисунки тушью
Искусство рисунка тушью, суми-э или суйбоку-га, начало развиваться в Китае во времена династии Сун (960-1274) и близко связано с каллиграфией. В Японии технику живописи узнали благодаря дзэн буддистским монахам в середине 14 века.
Несмотря на преимущественное распространение китайских моделей, уже первые японские художники выделялись в жанре портрета и изображения человеческого тела. Суйбоку-га достигает высот в период Муромати (1338-1573). Первое время художники использовали индийские чернила, которые также применяются в каллиграфии. Одноцветные картины, прежде всего, наводили на размышления о представленных в рисунке объектах.
Дзэн монахи сделали живопись духовным призванием и многие из них стали веьма квалифицированными художниками жанра. Два известных японских художника, которые начинали свой творческий путь монахами Дзёсэцу и Сюбун.
Самыми выдающимися мастерами суйбоку-га. считаются Сэссю Тоё и Сэссон Сюкэй. Сэссю смог передать в своих произведениях усовершенствованную чувствительность японского духа. Известные работа мастера включают серии пейзажей - Пейзажи Четырех Сезонов, Осенние и Зимние Пейзажи, Пейзажи.
Основное различие от живописи в суми-э – спонтанность исполнения. Как только мазок сделан кистью, его невозможно изменить или замаскировать. То, что создано моментальным побуждением мастера, застывает во времени для потомства. Поэтому в искусстве суйбоку-га особенно важны творческие навыки, живописный безошибочный инстинкт, концентрация внимания.
Дзэн мастера периода Эдо Хакуйн Экаку (1685-1768) и Сэнгай Гибон (1750-1837) исполняли причудливые, остроумные рисунки, состоявшие иногда только из нескольких мазков черными чернилами на белой бумаге. Демонстрирующие суми э как религиозное искусство, они пренебрегают рациональным мышлением и обращаются непосредственно к человеческой интуиции, а также, что совсем удивительно (в плане религиозной живописи), заставляют улыбаться.
Например, «Медитирующая Лягушка» Сэнгая. Улыбающаяся лягушка и каллиграфическая надпись «Дзэн медитации приведут человека к состоянию Будды». Хотэй у мастера изображен в виде веселого, голого и пузатого монаха, обмахивающимся веером.
Центральная фигура в суми-э, конечно, великий дзэн мастер Хакуйн Экаку. Он изучал каллиграфию в молодости, но сжег свои учебные работы, когда увидел «непрофессиональную» каллиграфию Дайгу Сётику. Экаку понял, что гениальная
каллиграфия не может быть показом технических навыков, а только выражением человеческой души. Энергия, благородство, тайна - так можно характеризовать творчество Экаку.
Достаточно вспомнить его искреннего «Даруму». Живопись для мастера была не просто хобби, а настоящим призванием.
Среди современных художников следует назвать Рансуй Яката. Привлекая классические традиции суйбоку, он создает картины, основанные на традиционных и современных темах, городских и сельских мотивах, но все они изящны и бесконечно волшебны, в них чувствуется страсть мастера к искусству и жизни.
Восточный Стиль © 2011. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Восточный Стиль при цитировании обязательна.
Суйбоку – рисование индийскими чернилами или пейзаж, нарисованный черными индийскими чернилами, «га» – рисунок, картина.