Из истории Буто

20 Дек 2010


Буто – загадка и обнаруженная тайна. Неистовый и спокойный, безумный и последовательный, очень интимный и впечатляющий театральный спектакль, импровизированный и стилизованный балет. Буто, чудная смесь авангардистского танца, гимнастических упражнений и традиционных японских исполнительских видов искусств с экспрессионистской, главным образом, немецкой хореографией («Der Neue Tanz»). Он универсален и спорен, не поддается определению и вместе с тем изменяет всех, кто знакомится с ним.

Буто - современная авангардистская форма танца  - внезапно предстал перед миром в 1959 году в Японии в исполнении хореографа и танцора Тацуми Хидзиката в представлении «Киндзики» (Запретные Цвета), которое основывалось на романе «Киндзики» знаменитого японского декадента Юкио Мисима. Юкио Мисима, а также Эйко Хосоэ (фотограф), и Дональд Ричи (американский режиссер и сценарист) на долгие годы останутся его единомышленниками и партнерами. В танце проводилось исследование некоторых табу – гомосексуализм, педофилия. Тацуми Хидзиката закончил буто-танец тем, что поместил живого цыпленка между ног Ёсито Оно (Ёсито Оно сын Кадзуо Оно – Гуру буто, самая эпатажная фигура в буто). Танец с одной стороны напоминал европейский авангардистский танец, но с другой стороны в нем были явственны традиции танца Но.

Страстный, сексуальный, иррациональный, даже пугающий, Хидзиката «искал» собственное тело. Что значит существовать, быть воплощенным на земле или человек тоже, что и «труп», но находящийся в вертикальном положении?

В результате технической ошибки цыпленок умер от удушения, что очень оскорбило публику, да и сам сексуально хореографический акт ошеломил публику.

Хидзиката был отстранен от участия в фестивале и был причислен к группе бунтарей. Хотя в принципе так оно и было, поскольку Буто явился как реакция на современный японский танец в начале 1960-ых, и достиг уникальной глубины и развития в более поздних работах Хидзиката. Хидзиката использовал термин для описания танца (в начале Опыт Танца) - Анкоку-Буё - «Танец Темноты», позже «буё» поменяли на слово «буто», первоначально означавшее бальные европейские танцы. Тацуми Хидзиката и Кадзуо Оно, основатели буто, искали наилучший способ для приспосабливания современного танца к японскому телу (так уж получается, у японцев тело непропорциональное, туловище длиннее ног, это в какой-то степени исключает исполнение некоторых видов танца). Для них было важно, чтобы танец был отчетливо японским и вместе с тем нетрадиционно японским.

В своих поисках они не обнаружили то, что должно было стереть границу между танцором и его телом, его телом и вселенной. Убежденные, что исследование запрещенных сексуальных тем может освободить тело от каких-либо измышлений, отклонив танец как способ самовыражения, черпая вдохновение в природе и воображении, первопроходцы Буто реконструировали искусство танца. В современное время Буто знают и исполняют во всем мире, он продолжает развиваться (и так будет всегда) с помощью многообразных способов, о которых, возможно, и не догадывались основатели Буто. Статус Буто в настоящее время неоднозначен. Воспринятый как исполнительское искусство за границей, он, тем не менее, остается не совсем известным в самой Японии.

Попытка объяснить буто сложна и часто постигается только одна часть всей картины. Но существуют общие представления, которые складываются в определение Буто.

Первое – категория «пустого тела». Исполнитель обращается со своим телом как с пространством, которое может быть занятым деревом, водой, животным. Образ организуется очень ярко в его внутреннем воображении, и затем он (исполнитель) позволяет освободиться телу и ответить на импульсы, созданные воображением, а не сознательным выбором самого исполнителя. Он становится другим объектом, а не описывает его. Если смотреть с научной точки зрения, это практически невозможно, может быть под ужасным принуждением, связанным с болью, но Хидзиката никогда не причинял себя боли, не голодал, не лишал себя сна. Вообще, стоит отметить, хореографические реплики Хидзиката являются чем-то большим, чем просто интуитивные и сложные движения, и вряд ли когда-либо можно будет увидеть  подобное.

Второе – зритель обычно не различает то, что это внутреннее изображение исполнителя. В танцевальных жестах зритель читает свою собственную историю.

Для многих буто-артистов результат - лишенная какой-либо индивидуальности форма. Гениальный исполнитель буто Мин Танака, между 1982 и 1986 тесно сотрудничавший с Тацуми Хидзиката, так и говорил, что он не танцует в пространстве, он танцует пространство, имея в виду то, что импульс для танца пребывает не из его эго. Другие артисты-буто, например Акира Касаи, о котором сказали, что «никто не танцует как он и никто не может танцевать как он, в его теле живет цикл жизни», напротив, объективируют тело и стремятся к проявлению осмысленного духа в танце.

Кадзуо Оно, неповторимым образом редкий даже среди буто-артистов, показывал в танце глубину ощущения. «Не пытайтесь быть красивыми!» - слова Кадзуо Она.

Восточный Стиль © 2011. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Восточный Стиль при цитировании обязательна.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: