Кунг-фу и Ушу

10 Авг 2010

Кунг-фу (гун-фу, = человеческое достижение) - китайское слово, которое используется для обозначения целого семейства боевых искусств.

Оригинальное значение «гун-фу» - достижение человеком посредством тяжелой работы и больших усилий выдающегося результата в любом мастерстве, не обязательно военном, это может быть каллиграфия или кулинария. В смысле «боевого китайского искусства» термин кунг-фу не использовался до конца 1960-х, пока Запад не узнал о Брюсе Ли.

Несмотря на сложившуюся у нас традицию определять «кунг-фу» как боевое искусство, а «ушу» только как комплекс акробатических упражнений (псевдобои), кунг-фу и ушу в Китае в прошлые времена составляли единое целое. Кунг-фу и Ушу считают ветвью Цигун.

Корни кунг-фу, как полагают, нужно искать в Индии. Искусство было развито монахами, которые для восстановления своей  физической формы после длительных периодов размышлений использовали не обычные тренировки и  спортивное питание, а  подражание животным и птицам. Кунг-фу стало военным искусством, когда движения были приспособлены для боя, поскольку монахам приходилось защищать свои храмы от незваных гостей.

Существует более чем 400 стилей кунг-фу с оружием и без оружия.  Большинство из них передавались по наследству, а некоторые и сейчас  имеют производные от фамилий "изобретателей" названия.

Существуют две главные общие формы кунг-фу – южный стиль и северный стиль. Южный стиль - ХОП ГАР кунг фу и ХУН ГАР кунг фу, похожи на то, что делает Джеки Чан в своих фильмах. ХУН ГАР кунг фу часто называют «пять животных», потому что движения в Хун Гар кунг фу похожи на движения тигра, змеи, леопарда, аиста и дракона.

Люди, интересующиеся кунг-фу, чаще обращаются к южному стилю, поскольку движения в нем более быстрые и сильные, чем в северном стиле.

То, что сегодня известно как кунг-фу, впервые было претворено в жизнь в монастыре Шаолинь, на горе Сун (Суншань) в провинции Хэнань 1 500 лет тому назад. Фильм 1982 года с Джетом Ли «Храм Шаолинь» стал одним из самых популярных фильмов о кунг-фу, снятых вообще когда-либо.

Шаолинь - не только место рождения кунг-фу, монастырь занимает важное место в религиозной истории Китая. В 527 году индийский монах по имени Бодхидхарма основал в Шаолине чань-буддизм после девяти лет медитации и достижения просвещения. Бодхидхарме приписывают и создание основного движения Шаолиньского кунг-фу – подражание движениям животных и птиц.

Шаолинь связали с боевыми искусствами в 7 веке, когда 13 монахов, обученных кунг-фу, спасли принца Ли Шиминя (император Тай-цзун) из династии Тан, который по существу является основателем династии, поскольку все важные политические вопросы он решал сам в правлении первого императора династии Тан, его отца Ли Юаня (император Гаоцзун). После этого Шаолинь стал расширяться в большой комплекс, в котором проживало 2 000 монахов. В 20 столетии Шаолинь оказался в сложном положении. В 1920-х годах  большую часть монастыря сожгли во время гражданской войны. Когда коммунисты пришли к власти земли, принадлежащие Шаолиню, распределили между фермерами, многие монахи были вынуждены покинуть монастырь.

Множество храмов Шаолиньского комплекса были разрушены или  стерты с лица земли во время Культурной Революции. Монахи были разогнаны Красными Охранниками. Тем, которым позволили остаться, пришлось делать тофу, чтобы обменять его на другую пищу. Двенадцать пожилых монахов в начале 1980-х проводили большую часть времени, занимаясь сельским хозяйством, религиозные ритуалы они исполняли тайно.

После успеха фильма с Джетом Ли, правительство и предприниматели субсидировали деньги на восстановление монастыря. Проживавших в прошлом монахов попросили вернуться в Шаолинь, и новые монахи были приняты на учебу. Сегодня примерно 200 человек учатся и проживают в монастыре вместе с монахами, которые живут постоянно в Шаолине. Многие дают обет безбрачия, но им запрещено делать «цзе ба», ритуал кунг-фу, при котором горящим ладаном делаются шрамы на голове и запястье.

Движения в кунг-фу молниеносны и гибки, как в тайцзицюань. Многие из них называют в честь животных: богомол, стиль обезьяны, стиль белого аиста. В отличие от японского каратэ или корейского тхэквондо, в которых движения прямые и направленные вперед, в кунг-фу, так же как и в дзюдо, они круглее, «нежнее». Боевые движения кунг-фу включают лавирование и устойчивость к прямым ударам, характерные для каратэ или тхэквондо.

Главные стили и многочисленные школы в своих коллекциях имеют  определенные виды ударов и движений, учебных техник и позиций. Так, школами  Южного стиля вырабатывается сила, власть, очень хорошая физическая форма, резкие удары. Школы Северного стиля отдают предпочтение мягким, медленным, «балетным движениям», быстрым движениям ног, ударам в комбинированных движениях - и в этом помощь мастерам не сыворочный протеин и прочие ухищрения спортивного питания, а высокая самоорганизация и сила воли. Школа Шаолинь акцентирует внимание на компактных движениях, мастерстве в ограниченном пространстве.

Ушу в современном определении – акробатическая форма кунг-фу. Боевые искусства из фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» - формы ушу. Ушу дебютировал как вид спорта на Олимпиаде в Пекине в 2008 году, однако не участвовал в соревновательном процессе. Монахи из Шаолиня не принимали участие в составе команды и, объясняя этот факт, аббат Шаолиня сказал, что монахи не борются за победу в шоу, а только тогда когда победить противника необходимо.

В эпоху династии Хань правила ушу были записаны в специальных руководствах для обучения новых солдат.

В первую китайскую олимпийскую команду, приехавшую на Олимпиаду 1936 года в Берлин, была включена группа ушуистов, которые выступили перед Гитлером. А Джет Ли в семилетнем возрасте являясь участником команды юниоров ушуистов, в её составе выступил на лужайке перед Белым Домом перед Ричардом Никсоном и Генри Киссинджером в 1974 году.

В отличие от кунг-фу, которое придерживается традиционных форм, ушу постоянно развивается и включает новые движения и трюки.

«У» означает «военный, боевой» и ушу переводится как «боевое искусство», что соответственно указывает на формы обучения введения боя. В старые времена ушу и было видом военной подготовки и своего рода гимнастикой. Некоторые упражнения были разработаны специально для физической подготовки, другие способствовали обучению мужчин для ведения рукопашного боя или борьбе с оружием.

Элла Михайленко