Индийская народная живопись
Индийская народная живопись столь же разнообразна, как и вся индийская культура в целом и включает комплект замечательных календарей, фреску, картины, написанные маслом на холсте, тканевые картин, миниатюры и тому подобное. Самые известные типы индийской народной живописи представляют древние художественные формы, среди них Мадхубани, Пхад, Каламкари, Орисса Паата, живопись Варли.
Художественное индийское творчество чаще всего связано с иллюстрированными описаниями популярных индийских божеств, героев и героинь великих индийских эпосов, такими как Рама, Кришна, Шива, Дурга, Лакшми, Сарасвати.
Картины Мадхубани типично характеризуются смелыми цветами, традиционными геометрическими орнаментами, фантастическими фигурами с глазами навыкат, длинноносыми божествами.
Распространены мотивы - солнце, луна, птицы и животные, растения и цветы, которые «участвуют» в ежедневных ритуалах, как, например базилик (тулси). Многие картины отображают простую деревенскую жизнь, народные традиции, сцены из царской жизни, разнообразные церемонии.
Народные картины в стиле Мадхубани очень привлекательное искусство, они доставляют приятное визуальное удовольствие. Возможно потому, что для их создания пользуются только яркими пигментами, которые наносят на бумагу, холст, одежду, глиняные горшки, глиняные стены.
Живопись Мадхубани (в переводе медовые леса) по названию области и деревни в штате Бихар, иногда называют живопись Митхила (Маитхаили, или Годхна, или фигурная живопись Чайтра) в честь столицы античного королевства Видеха Митхила.
Митхилу идентифицируют с современным городом Джанакпур в Непале, недалеко от которого располагался дворец царя Джанаки, отца Ситы, и где она родилась.
В легенде говорится, что живопись Мадхубани или Митхила появилась во времена «Рамаяны», когда царь Джанака заказал художникам праздничные картины ко дню свадебной церемонии Ситы и Рамы.
За многие столетия жители Митхилы развили свои собственные традиции живописи, передавая навыки из поколения в поколение. Но самое уникальное то, что, уже начиная с седьмого века нашей эры, мадхубани – искусство с женским лицом, то есть шедевры народной живописи создавали и продолжают создавать только женщины.
В самой своей ранней форме живопись представляла настенные, кохабар (kohabar) и напольные, арипана (aripana) изображения. Такие картины предназначались для богов, которые должны были посетить их жилища и благословить процветанием.
Традиционно, картины Мадхубани рисовали накануне определенных ритуалов и церемоний, пуджас, вратас, важных вех жизненного цикла, как рождение, Упанаяна (обряд священного шнура) или брачная церемония. Во время свадеб в комнате, где молодожены оставались наедине, рисовали символы сексуальных удовольствий.
Согласно некоторым исследователям истории народной традиции, картины, возможно, имеют корни в тантрических ритуалах. Митхила с незапамятных времен являлась местом тантрической традиции, с сильно развитыми культами Шайвы (Шивы) и Шакти. Традиция нашла выражение во внутренних ритуалах, возможно, поэтому художественная форма была ограничена женским творчеством.
Хотя тантрическую связь все ещё обсуждают, фактом является то, что к двенадцатому столетию специфический способ вероисповедания или «духовной практики», которую относят к тантрической ориентации, Вамачара, был очень популярен в области, и именно женщины проходили все ритуалы. Безусловно, это предоставляло ведущее положение и существенные функции женщинам в обществе. Есть многочисленные ссылки у знаменитого поэта Видьяпати (1350-1450), которые обращаются к художественной форме и её связи с тантрическими ритуалами.
Однако это не помешало художникам перейти через область религиозно-функциональной полезности и создавать произведения изящные и с эстетической точки зрения.
С введением системы Панджи Прабандх (1326 году) были установлены разные правила для женщин из варны брахманов и женщин из касты/этнической группы каяшта. В результате различия в стиле стали основываться на принадлежности к касте.
Каяшта, единственная группа в Индии, члены которой считаются прямыми потомками бога Читранши/Девпутра, ведического бога. В ведах и пуринах сказано, что они имеют двойной статус, принадлежат к касте браминов (брахманов) и к касте каяштов.
Женщины высшей касты должны были придерживаться строго определенных тем и символов, имеющих отношение исключительно к ритуалам. Возможно из-за недостаточности тем, орнаменты на картинах становились стилистическими и более сложными, что привело к развитию стилей бахри и качни (bharni, kachni).
Стиль бахри характеризуется яркими красками и минимальным использованием линий, в то время как красивые орнаменты, созданными при помощи причудливых линий отмечают стиль качни.
Большинство ранних картин были в стиле джеру, наиболее близком к народной традиции; немного украшений и примечательное черное очертание.
Различия между работами женщин разных каст были очевидны и соответственным образом сложились разные стили. У представительниц касты хариджан картины гораздо проще, с акцентом на объем и глубину, а не на украшения (стили гобар - «коровий навоз» на хинди, и годана).
Мир узнал об оригинальном искусстве благодаря британскому государственному служащему в Индии, Вильяму Джорджу Арчеру, после того как он наткнулся на картины Мадхубани среди развалин после большого землетрясения в Бихаре в 1934 году. результаты его исследований были изданы в художественном журнале «Marg» в 1949 году.
(The Loves of Krishna in Indian Painting and Poetry). Но прошло ещё двадцать лет и последовало ещё одно бедствие, чтобы художественная форма стала широко популярной и любимой.
Длительная засуха, с 1966 до 1968, подорвала сельскохозяйственную экономику области. В попытках найти альтернативные источники дохода для людей, Всеиндийский Совет по изделиям кустарного промысла под председательством Министерства Текстильной промышленности стал поощрять женщин Мадхубани рисовать на бумаге и ткани вместо стен и пола, помогая реализовывать картины.
Живопись Мадхубани, очень квалифицированное искусство, которое строго придерживается древних и испытанных методов. Для создания используется только простое сырье, легко доступное в сельских районах, как бамбук и хлопок.
Хлопок оборачивают вокруг бамбуковой палочки, изготавливая таким способом оригинальную кисточку. В разные пигменты опускают отдельные кисточки.
Используются только натуральные пигменты. Например, черный цвет получают из смеси коровьего навоза и сажи. Желтый цвет – из смеси лайма, молока (сок) из листьев баньяна, куркумы и цветочной пыльцы. Красный – из цветка кусам (Kusam) или красного сандалового дерева. Белый – из рисовой муки и та далее.
Картины Мадхубани, без сомнения, создали для себя почетную нишу в мировом искусстве. Такая живопись в любом доме не только предоставит экзотическую элегантность комнате, но и всегда будет радовать.
Восточный Стиль © 2011. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Восточный Стиль при цитировании обязательна.