Сукия-дзукури — стиль чайных домиков

16 Сен 2012

Любому интересующемуся японской архитектурой известен термин "сукия". В течение 400 лет большинство из японских зданий были спроектированы в этом стиле. Сукия - «комната в стиле чайной церемонии (чайной беседки)» - сравнивают с тясицу, подлинным чайным домиком, но отличие в том, что термин сукия указывает только на структуру в стиле тясицу. Хотя на каком-то этапе слово обозначало комнату, в которой чайная церемония имела место быть. Помимо чайной церемонии в сукия занимались подготовкой икэбана или другими традиционными декоративными искусствами.

Строение в стиле сукия - рафинированное и привлекательное жилое пространство. Особенностями стиля являются «прочувствованные» архитектором и плотником пропорции, обширное использование и глубокое осмысление натуральных материалов, объединение в одно целое внутреннего и внешнего пространств и общая тема – приглушенная элегантность с простоватым подтекстом. Сдержанность имеет ключевое значение для традиционного японского дома. Дополнительно к простым деревянным элементам и преднамеренного отсутствия показного богатства, японская комната в стиле сукия старается сосуществовать с окружающей средой, устанавливает отношения с человеческим чувственным восприятием.

Япония – страна лесов. Глубина влечения и острота восприимчивости, свойственные японцам по отношению к лесу, известны. Японцы говорят так: «деревья и растения, им есть что сказать», и считают, что деревья имеют душу, ведь внутри них проживают ками. Деревья формируют основу в концепции лелеемой любви японцев к природе.

Естественным образом дерево для Японии всегда считалось основным строительным материалом при строительстве святынь и храмов, дворцов и домов. Для строительства употребляли разную древесину: японский кедр, красную сосну, белый кедр, каштан, бамбук.

Много прекрасных деревянных архитектурных памятников, замков и дворцов, возвели в Японии. Замок Адзути на берегах озера Бива, принадлежащий выдающемуся военно-политическому лидеру Ода Нобунага, Замок Осака и роскошный дворец Дзюракудай, украшенный резными фигурами и настенной живописью на золотом фоне, в Киото, построенные по заказу Тоётоми Хидэёси. Дзюракудай (или Дзюракутэй) являлся жилым дворцом, но у него были защитные валы и рвы, типичные для замка, в центре группы великолепных зданий, устремленные в небо башни дворца. Некоторые постройки дворца сохранились до наших дней.

Комнату чайной церемонии обычно называли дзасики (общее название комнаты, пол которой покрыт циновками) или она упоминалась по числу циновок, как, например, Тайан (комната в дзэн храме Мёкиан) – «два татами для Тоётоми Хидэёси», о ней речь чуть ниже. Знаменитые плотники в период Эдо Хэйноти Ёсимаса и его сын Масанобу в своей секретной книге «Сёмэй» (она принадлежала клану ремесленников Ёсимаса, официальных строителей при правительстве бакуфу). Книгу написал Хэйноти Масанобу в 1608 году, собрав в ней все инструкции отца по строительству, который в свою очередь объединил все знания устных традиций и руководств, известных ещё с периода Муромати. В завещании Ёсимаса серьезно предупреждал сына о том, чтобы ни он, ни кто-либо из последующих поколений не раскрывал тайны проектирования и строительства другим плотникам.

В «Сёмэй» рассматривается комната чайной церемонии для Дзюракудай, имевшая названием сукия. Термин «сукия», как полагают, произошел от имени Соэки (Сэн Рикю, 1522-91) в Сакай. При строительстве дворца Тоётоми Хидэёси пригласил Сэн Рикю эстетическим консультантом. Правда, известно также то, что слово сукия использовалось Сэн Рикю вместо дзасики или кодзасики, маленькая комната или отгороженность (какой) внутри большой комнаты. В эру Кэйтё (1596-1615) слово «сукия» стало популярным. Особенно часто его использовали Фурута Орибэ (1544-1615) и Кобори Энсю (1579-1647) во время проведения чайных церемоний. Вскоре это стало обычаем называть небольшую комнату сукия в отличие от больших комнат сёин или кусари-но-ма. Хотя представители семейства Сэн, Сэнкэ и правнук Сэн Рикю, Косин Соса, говорили, что неправильно и даже обидно называть комнату чайной церемонии сукия, лучше будет называть её кодзасики (отдельная структура, в которую гости входят через маленький вход (кугури), из сада чайной церемонии, родзи). «Какой» означает огороженное пространство с помощью фусума, в комнате в стиле сёин, где пьют чай.

Были предприняты усилия, чтобы отличить «какой» от «сукия». Для чайной церемонии слово сукия перестали использовать и комнату чайной церемонии называли кодзасики. Сукия и кодзасики строились независимо друг от друга в садах чайной церемонии.

Чайные комнаты, крытые соломенной крышей, в составе некоторых замков, как правило, были небольшие и простые по виду. Две категории – внешнее великолепие (замков, дворцов) и внутренняя простата интерьеров, вместе организовывают эстетическую чувствительность, не в коем случае не противореча друг другу.

Тайан, часть дзэн храма Мёкиан в городе Оямадзаки (префектура Киото), великое наследство Рикю, одна из тех чайных комнат, определяемые как Национальные Сокровища, самая старинная в Японии. Крыша, покрытая деревянной черепицей, деревянные элементы с корой, стены из глины, смешанной с соломой, оставлены необработанными. Внутри пространство измеряется двумя циновками, татами (3.6 на 2 м), для гостя и хозяина.

Оригинальный Тайан был построен между 1572 и 1583 годами, и первоначально находился в замке Хидэёси в Оямадзаки. Также, согласно сохранившемуся проекту, Тайань имел немного другой дизайн. У существующего Тайянь расширенный карниз (добисаси) на стороне с входом (нидзиригути), вместо оригинального обнесённого стеной промежуточного (между внешним миром и чайной комнатой) пространства (цубо но утти), вне нидзиргути. В ходе реконструкции в своё время изменили и внутренние стены, их зачернили сажей, тогда как в оригинальном решении дерево покрывали соком хурмы или маслом периллы. Интересной подробностью, определенной в ходе исследования и уже современной реконструкции чайной комнаты, стало то, что архитектурный стиль чайной комнаты имел сильное корейское влияние.

Загороженная глиняными стенами чайная комната была новой формой пространства для Японии с её традицией открытых жилых помещений, исторически продиктованных жаркой температурой в летний сезон. Закрытая комната, так или иначе, являлась выражением неяпонского духа. В то же самое время четыре составляющих, - общество, церемония, религия, искусство, были добавлены к приземленному, ежедневному действу, создав выдающуюся окружающую среду для Тя но Ю, чайной церемонии.

Методы, используемые при строительстве чайной комнаты, имели должный эффект и распространились на жилую архитектуру. Таким образом возник новый стиль сукия. Стиль может быть проиллюстрирован «Старой Сёин» (яп. сёин-гостиная) в Императорской вилле Кацура. Элементы стиля сёин очевидны, например, в отношении веранды. Стиль сёин базируется на архитектуре, связанной с местом проживания (сёин), но использующий материалы и методы строительства  чайной комнаты. Такой стиль выделялся дизайном и, как утверждают, считался самым важным успехом японской жилой архитектуры. В помещениях сукия-дзукири часто используют необработанные стволы деревьев, древесину с корой для накабасира (центральной колонны), стены глиняные, иногда их красят. Любая резьба на рама (фрамуга), типичный элемент для японских комнат между фусума и потолком, предельна простая. Потолок обшит плоскими, прямоугольными досками. В сравнении с сёин-дзукури, стилем строго формализованном, легко понять стилистические особенности сукия-дзукури.