Суйкинкуцу и Сиси-одоси: звучащий японский сад
"Пещера водного кото" или Суйкинкуцу
Суйкинкуцу или «пещера водного кото» - подземное водное устройство, который обычно принято было располагать в храмовых садах и местах церемоний (чайная церемония). Историческое название устройства «Тосуймон» (то=пещера, суй=вода, мон=ворота, вход). Устройство представляет собой перевернутый керамический кувшин с маленьким отверстием в основании (примерно 2 см). Кувшин закопан и покрыт слоем пористой породы, внизу кувшина непроницаемый слой, с каналом для стока воды. Суйкинкуцу обычно строится рядом с тёдзубати - это каменный бассейн для очищения рук и полости рта; физического и духовного очищения - или тем, что обычно называют цукубаи. Правильнее будет сказать, что Цукубаи – это не бассейн непосредственно, а место, в которое входит в том числе тёдзубати.
Согласно словарю чайной церемонии «цукубаи» происходит от глагола «цукубау» и означает "садиться на корточки или наклоняться, чтобы воспользоваться водой в бассейне". Цукубаи – это «место, где нужно преклониться», сосредоточенное вокруг тёдзубати, окруженного специальными камнями (якуйси), камень преклонения, каменный фонарь, камень горячей воды и тому подобное. Цукубаи – область, расположенная в пяти-пятнадцати шагах от чайного домика.
Мастера чайной церемонии популяризировали тёдзубати и бассейны стали появляться в парках и садах богатых людей. Ремесленники создавали новые стили, и сегодня каменный бассейн может стать центральным декоративным элементом в саду.
Считается, что первоначально сосуд был закопан рядом с тёдзубати в японских садах и выполнял функцию дренажной системы. «Пещера» частично заполнена водой и капли воды, попадающие через отверстие, ударяются о неё, при этом возникает резонанс, который постепенно усиливается и эхом проносится по саду. В этом основная идея суйкинкуцу, скрытого от человеческого взгляда. Внезапно раздающиеся красивые звуки, похожие на звук колокольчиков, удивляют и расслабляют. Звук суйкинкуцу называется суйкинон (суй=вода, ки=сердце природы, нон=период времени после настоящего времени). Кроме того, он может быть разделен на две группы: рюсуйон и суйтэкион – звук, раздающийся от первых немногих капель в самом начале мытья рук; звук от большого количества воды в конце мытья рук.
Устройство Суйкинкуцу намного сложнее, чем выглядит на первый взгляд, поскольку все составляющие должны быть точно приспособлены друг к другу. Главной деталью является кувшин, от него зависит качество звука. Первоначально использовались кувшины для хранения риса или воды. Лучшими считаются неглазурованные керамические сосуды.
Название «суйкинкуцу» приспособление получило во второй период Эдо. У знаменитого мастера чайной церемонии Кобори Энсю было суйкинкуцу в его саду, и иногда Энсю называют создателем «пещеры водного кото».
В конце периода Эдо устройство стали реже устанавливать, но популярность его вновь возросла во время периода Мэйдзи. В начале 20 века о нем практически забыли, в 1959 году были обнаружены только два суйкинкуцу, засыпанные землей и совершенно в нерабочем состоянии. В 1983 году корреспондент крупнейшей японской газеты «Асахи Симбун» поместил в газете информацию о суйкинкуцу и обратился к людям с просьбой присылать любую информацию об устройстве. Это привело к повторному открытию суйкинкуцу и новому интересу. В 1985 году Эн-Эйч-Кей организовало программу, которая была передана по телевидению, что привело к всплеску популярности. В наши дни много модернизированных версий суйкинкуцу, в том числе и металлические устройства, суйкинкуцу с дополнительной трубой, передающей звук из «пещеры» в другом месте (например, в закрытом помещении). Звук зависит и от дизайна самого сосуда.
Сиси-одоси - садовый "отпугиватель оленей"
Традиционный японский бамбуковый источник (или устройство для воды - «содзу»), известный как «сиси-одоси» или «отпугиватель оленя» первоначально разработали, чтобы отпугивать оленей, диких кабанов и птиц, портивших урожаи. Сиси-одоси входил в ту же категорию приспособлений, что и какаси (пугала), наруко (трещотки), сегодня сиси-одоси служит эстетическим целям. Это один из самых популярных декоративных элементов, который используют не только в саду, но и дома, во внутренних двориках, торговых центрах.
В сиси-одоси, сконструированного из двух стоек и бамбуковой трубы, скомбинированы движение и звук. Струйка воды течет в бамбуковую трубу (какэи), чей нижний конец покоится на большом камне. Как только какэи наполняется водой, она наклоняется вперед и вода выливается. Освобожденная труба, возвращаясь в исходное положение, ударяется концом о камень, издавая «трещащий звук», который и должен был отпугивать животных.
В течение сотен лет японцы использовали крыши домов для сбора дождевой воды, которая транспортировалась вниз с помощью Кусари дой («дождевые цепи»). Вода затем собиралась в бочки и использовалась в домашнем хозяйстве. Кусари дой не только функциональный предмет, но и очень красивый. Святыни и храмы применяют большие дождевые цепи в качестве декоративного элемента. Кусари дой можно встретить на жилых домах всюду на территории Японии. Вода льется каскадом, и звуки создают безмятежное ощущение. Медные цепи могут быть разной формы, в виде блюд, колокольчиков, цветков, зонтиков.
Дождевую цепь легко установить на любом доме, достаточно вставить в существующее отверстие для водостока (вместо сливной трубы) и разместить на углу дома. Если сливное отверстие больше кусари дой, то обычно используются специальные комплекты, которые будут движению воды не по центру цепочки.
Для красоты японцы часто помещают керамическую чашу внизу кусари дой или делают квадратную коробку из красного дерева или кедра, заполняют её мелкой галькой. Если площадка будет регулярно влажной, то между галькой вырастет мох.
Элла Михайленко.