Исламский сад и сады Аравийского полуострова
Ислам, появившийся в Аравии, утвердился на обширных географических территориях, где существовали к тому времени разные сообщества со своими культурами и традициями. Как следствие архитектура и ландшафтное озеленение - а комплексное проектирование – необходимое условие, и две дисциплины по идее всегда должны работать вместе, вырабатывая скоординированные схемы, - ставшие со временем известными как «исламские», демонстрируют широкое разнообразие стилей, складывавшихся в зависимости от географических, климатических, традиционных особенностей. Но бесспорно то, в чем компания «Зеленый Мир» разобралась совершенно точно при подготовке этого материала: исламский дизайн обладает единством духа, независимо от каких-либо региональных различий.
Идея «исламского сада» имеет очень давнюю и сильную традицию во всем арабском мире. В европейском мире она более или менее понятна, но с несколько иной точки зрения, и возможно, по причине не всегда правильного толкования некоторых особенностей исламского типа культуры.
Вместе с тем важно проводить различие между классическим исламским садом и садами Аравийского полуострова (Саудовская Аравия, Йемен и остров Сокорта, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт). Исторически они зависели от возможностей полива, что связано с климатическими условиями. Сады на протяжении веков были всегда на Аравийском полуострове вдоль побережья залива, но условия для развития садоводства оставались суровыми. Главной причиной озеленения являлось обеспечение продуктивной посадкой – фруктами и необходимой в условиях жары тенью (финиковые пальмы, апельсины и лимоны, фикус).
Для полива растений проводится монтаж инженерных систем на участке - это обычная практика для пустынных регионов. Впрочем, у нас тоже, почему и компания «Зеленый Мир» не остается без внимания. Так, благодаря специальным системам, вода из скважин перекачивается в большие цистерны, откуда поступает в оросительные системы и открытые каналы, где она согревается. Вода из скважин очень холодная и ею нельзя поливать теплолюбивые растения. Кроме того, резервуары с водой доступны для всех людей, кто желает освежиться и искупаться. Они используются также как холодильники для охлаждения фруктов.
Однако со временем и ростом численности населения происходят определенные изменения: сады и плантации остаются заброшенными. И причины тому разные, но две важнейшие из них - солевое затопление и коммерческий фактор. Пример Катара: постоянный забор воды из скважин вокруг Катара привел к усилению её солености. Хотя сегодня каждая скважина должна быть лицензирована, эта мера не может предотвратить усиления солености воды из-за устойчивого притока морской воды, особенно недалеко от побережья.
Часто озеленение, используя автополив в качестве одной из основополагающих технологий, проводится с нуля, и в большинстве случае с растениями, выращенными в питомниках. Проблему увеличивающейся солености в 1970 годах удалось решить путем смешивания воды из скважин с опресненной водой, чтобы уменьшить эффект солевого наращивания и разрушения почвы. По ряду причин это не слишком успешная политика, поскольку соли со временем успешно концентрируются на поверхности почвы. В восьмидесятых или девяностых годов полив стали осуществлять сточными очищенными водами. Сегодня улицы городов Катара, Саудовской Аравии, Йемена, Омана, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта украшают красочные цветы, гибискусы, бугенвиллии, олеандры, жасмины.
Каковы наиболее значимые факторы, которые повлияли на традиционный исламский сад и обстоятельства, при которых посадки осуществляются в современные нам дни? Конечно, это религиозная составляющая. Сегодня она тесно связана с социально-экономическими условиями, политикой светской власти по благоустройству, но самое важное - наличием воды в таких количествах, о которых раньше не приходилось и мечтать, что позволяет крупномасштабное озеленение, как в частном, так и государственном секторе.