Ювелирное искусство Японии
Интересная разнообразными культурными явлениями история Японии не слишком богата традициями ювелирного искусства. Согласно археологическим исследованиям, золотые кольца, относящиеся к шестому веку нашей эры, теряют популярность к восьмому столетию и только в середине девятнадцатого столетия драгоценности обнаруживаются среди украшений богатой японки, которые она носит вместе с кимоно. К концу девятнадцатого века создано производство, которое станет символом японского искусства ювелирных изделий – жемчуг Микимото.
Во все эти периоды, безусловно, в Японии существовали разные типы украшений, но привычного в нашем понимании стиля. Кандзаси и гребенки для волос, веера, шнуры-косички кумихимо, нэцкэ, продолговатые деревянные пуговицы. Хотя, конечно, подобные украшения не имеют эквивалента в западной культуре ювелирного производства.
Одним из первых типов ювелирных изделий западного характера, которые приняли в Японии, стала брошка, поскольку её не носили непосредственно на теле. Всё по той же причине, из-за нежелания «изменять» своё тело, серёжки очень сложно добивались расположения среди японок, да и в наши дни не так часто можно встретить японских женщин с проколотыми ушами.
И поэтому можно говорить, что реальная история японского ювелирного производства начинается после Второй мировой войны. Многие крупные изготовители, продвигая общепризнанные стили ювелирных изделий во всем мире, изменяли и сознание японцев: ношение ювелирных изделий постепенно становилось модным. В начале 1960-х годов была создана Дизайнерская Ассоциация Ювелирных изделий Японии, чтобы не только разрабатывать новые дизайны, но, прежде всего, научить тому, что ювелирное мастерство – это искусство.
Несмотря на то, что ювелирное искусство – относительно новое явление для японской культуры, в Японии очень много талантливых дизайнеров, создающих изумительные вещи, вдохновленные традиционными ремеслами: например, древней техникой лакирования Уруси, техникой работы с металлом, использовавшейся при изготовлении мечей и брони. Японские ювелирные изделия отличаются качеством, оригинальностью и элегантностью. Лучше всего продаются японские драгоценности классических стилей, изделия из бриллиантов, жемчуга, платины, белого золота.
В 1988 году была основана JJA - Ассоциация Японских Драгоценностей, кооперативная организация, представляющая изготовителей, оптовых торговцев, ретейлеров Японии. Первоочередной задачей организации было установить стандарты в японской ювелирной промышленности. Определенная тенденция - предпочтение белого цвета: белый жемчуг, белый алмаз, белое золото, платина, серебро - у него много поклонников среди молодежи и мужчин у серебра. В Японии изготавливают изделия и с цветными драгоценными камнями, но главным образом на экспорт.
Японцы обладают уникальной способностью всё доводить до совершенства. Чтобы привлечь внимание в стране к цветным драгоценным камням и увеличить спрос на оригинальные драгоценности, которые вроде как не в традиционном вкусе японцев, который к тому же очень сложно изменить, JJA работает в направлении привлечения интереса людей. Организация делает акцент на то, что образ жизни людей индивидуализируется, соответственно с ним и драгоценности должны обладать индивидуальным стилем.
Каждый год выбирается драгоценный камень года. Год Изумруда, Год Рубина, Год Коричневого Алмаза и так далее. Но жемчуг остается любимым материалом дизайнеров украшений, однако к традиционным белым драгоценностям мастера успешно присоединяют красочных «коллег», объединяют даже бриллианты с другими цветными драгоценными камнями. Ещё одна очень интересная тенденция в японском ювелирном искусстве – тематические ювелирные изделия. Основатель японского бренда «Морские Драгоценности» Мицугу Ямада, который много
путешествовал по морям и океанам, специализируется на мотивах, которые касаются жизни океана. Супруги Сумихиро и Мивако Рати («Atelier Merpool») создают великолепные по красоте изделия в стиле Ар-нуво, используя в работе желтое золото и цветные драгоценные камни.
Знаменитая семейная компания Paljoue International Inc., работающая в США и Японии, не боится в коллекциях использовать самые смелые цвета.
Всемирно признанный дизайнер Сэкикадзу, автор истинных шедевров, которые не оставляют равнодушными никого, говорит о политике своего дизайна примерно так: драгоценности пробуждают ваши глубочайшие чувства, женщина, которая носит драгоценности - искусство. Его героиня - именно женщина, а не драгоценности. Сэкикадзу обладает удивительным даром находить уникальные способы огранки камня. Огранка «Парасоль» - круглая огранка с серией тонких граней, исходящих из центра, инновационное решение, позволяющее достичь максимального блеска для прозрачных полудрагоценных камней, таких как синий топаз и цитрин.