Натх и пхул: украшения для носа

6 Июн 2012

Нос человека, - обонятельный орган, но как оказалось он обладает и эмоциональной чувствительностью. Оккультисты пошли ещё дальше и назвали его «средоточием шестого чувства». Известны ассоциации носа с сексуальными образами и с медицинской точки зрения установленный факт, что в некоторых случаях повышенная «слезливость» носа связана с сексуальным возбуждением, у женщин даже иногда наблюдается носовое кровотечение во время менструального цикла. Немецкий врач Вильгельм Флисс, друг и партнер Зигмунда Фрейда, нашел прямые связи между носом и женскими половыми органами и верил, что многие болезни гинекологического характера можно вылечить, если проводить процедуры на определенных участках носа.

Символика украшений для носа

С самых древних времен люди верили, что размер носа свидетельствует о размере детородного органа мужчины. Впрочем, такие аналогии проводили и в отношении женских носиков. В соответствии с кодифицированным английским законодательством в империи Кнуда Великого (умер в 1035 году) за супружескую измену полагалось наказание в виде отрезания носа для женщин и мужчин. Безусловно, люди оставались уродами, но основной смысл заключался в символизации «греховных отношений между мужскими и женскими гениталиями».

Для Индии украшение для носа не исконная традиция и развилась она в 16 веке, когда появилась империя Великих Моголов. Но проколотые носы связаны с религиозными индуистскими представлениями непосредственно, поскольку индуистские женщины носят украшения в носу гораздо чаще, чем представительницы других религий. Мусульманки предпочитают украшения в виде колец.

Небольшие гвоздики, декорированные драгоценным камнем, в Индии называют «пхул», а кольцо, обычно большого размера, иногда соединенное с ухом цепочкой, «натх».

Кольцо носят на любой ноздре (правой, левой), хряще между ноздрями. Но одобряется левая ноздря, поскольку в соответствии с руководствами по аюрведе именно левая ноздря связана с репродуктивными женскими органами и проколотая левая ноздря, якобы, позволяет облегчить роды и уменьшить болевые ощущения во время менструации.
В Индии дефлорация символически упоминается как удаление украшения на носу.

Таким образом, индиец-эстет женский нос, украшенный драгоценностью, в первую очередь воспринимает в любовном аспекте. Среди многих ювелирных изделий, доступных и любимых индийскими женщинами, возможно, украшение для носа считается самым обольстительным. Многим индийским девушкам, особенно исповедующим индуизм, прокалывают носы около шестнадцати лет, то есть когда они традиционно достигают брачного возраста. Пирсинг носа означает поклонение богине семейных отношений Парвати. Украшения для носа – неотъемлемая часть среди традиционных  свадебных ювелирных изделий. Некоторым девушкам из семей состоятельных заказывают специальный свадебный натх. Во многих областях Индии женщина продолжает носить украшения и после того, как становится замужней женщиной, а юные индианки делают пирсинг носа без каких-либо религиозных коннотаций.

Региональные особенности индийских украшений для носа

Региональные украшения для носа имеют отличия. Мукхутти в штатах Тамилнад и Карнатака представлены мотивами лотос, лебедь, декорированы алмазами или топазами, которые называют алмазами бедняка.

Женщины Раджастхана носят натхури и бхаурийа. Натхури – кольцо из серебра или золота с драгоценными камнями, маленького размера, а бхаурийа кольцо большего размера и немного отличающегося дизайна. Крохотный гвоздик – лаунг, маленький свисающий кулон на хряще – латкан.

Натх, украшенный двумя жемчужинами и свисающей бусиной, символизирует процветание. В Панджабе девушке надевали кольцо из золота с 20-25 «счастливыми» мотивами: шикарпури натх. В Бихаре гвоздик также называется лаунг (или чхучхи), в Махараштре – гучхедар натх, известный прекрасным художественным оформлением из жемчуга. В штатах Южной Индии кулон называют пуллакку, на севере – булааг.

В сельских районах у некоторых племенных сообществ украшения бывают настолько большими, что, закрывая часть рта, создают неудобства при принятии пищи.

Хотя всегда длина и форма украшений соответствовали тому, чтобы у женщины не возникало проблем. Французский миссионер Жан-Антуан Дюбуа (1765–1848), живший в южной Индии писал: «На правую ноздрю и перегородку между ноздрями вешают украшения, которые достигают губ. Когда женщина ест, ей приходится придерживать кулон одной рукой. Странное украшение, которое изменяется в зависимости от каст и выглядит отвратительно в глазах европейцев. Но через некоторое время любой привыкает к нему и даже со временем начинает думать, что оно красивое и очень подходит для лица».