Непальские и тибетские украшения
Тибетские или непальские ювелирные украшения, ещё известные как гималайские украшения, часто тяжелые и негабаритных размеров. Ценность драгоценных украшений исторически определялась размером и интенсивностью цвета по отношению к драгоценным металлам, драгоценным камням. Стерлинг серебро, тибетское серебро (небольшое количество серебра, главным образом медь и другие металлы) – основные материалы для изделий. Иногда золото, которое в представлении тибетцев дополнительно к своим восстановительным функциям, - металл долголетия и способно «разогнать» демонов. Много браслетов и ожерелий делают из кости яка. Часто простые по внешнему виду, с неровными краями и при более близком рассмотрении видно, что многие украшения сделаны вручную. Бирюза и коралл самые распространенные камни, другие камни - ляпис-лазурь (лазурит), тигровый глаз, гранат, агат, малахит, аметист, лабрадорит, нефрит и жадеит, оникс, лунный камень.
Чтобы оценить мастерство непальских ювелирных изделий важно понять историю ремесла. Если во многих частях Азии народные украшения, как самое великолепное выражение материальной культуры постепенно исчезало вслед за модернизацией, в Непале, где Гималаи сформировали естественный барьер для посторонних, родные ювелирные традиции пережили века. Многие из ювелиров в Непале потомки мастеров, покинувших Тибет в 1950-е годы, когда Тибет стал китайским. Драгоценные изделия в Непале носят не только ради декоративных целей, как вложение денег, чтобы праздновать большие события в жизни, как талисманы, чтобы отразить воздействие злых сил, способствовать изобилию. Тибетские драгоценности в большей степени связаны с буддисткой символикой.
Символ Ом, самый важный символ в тибетских украшениях и других декоративных принадлежностях. Ом, священный символ, первый звук, который когда-либо был услышан, звук, которым была создана земля. Произношения звука начинается с открытия губ и заканчивается закрытыми губами. При произношении Ом все элементы собираются в Космосе. Ом – движение и покой. Он подобен греческому Логос и христианскому Аминь. Всё в мире начинается и заканчивается «Ом». Звук - частота и вся Вселенная состоит из частот. «Ом» – символ в индуизме и в буддизме. В индуизме Ом произносит Создатель.
В тибетском буддизме самая известная мантра «Ом мани падме хум» («мани» -драгоценность, «падме» – цветок лотоса, «хум» – единство практики и мудрости). Это мантра, призывающая благословения бодхисатвы сострадания, Авалокитешвары (Ченрезиг в тибетском буддизме). Когда буддисты произносят мантру, они стремятся достигнуть разума и духа подобного Будде, то есть лишенного земных страстей, привязанности, ревности, жадности. В Тибетском буддизме «Ом мани падме хум» - биджа мантра (семя, первоначальная мантра). Согласно верованиям тибетцев в молитве скрыты наставления Будды. Мантра помогает отстраниться от иллюзии в «словах и звуках», окружающих нас и увидеть в них истинный смысл: иначе, пустоту.
Внешне тибетский символ Ом немного отличается от индуистского символа Ом, но независимо от этого, Ом всегда распознаваемый символ. Символ буддизма и индуизма очень популярен и на западе в наши дни. О человеке, который носит украшения с символом Ом можно сказать, что он интересуется буддизмом или индуизмом, и обязательно понимает, что означает символ.
Носить украшение с символом – напоминание владельцу о том, что истина в нем самом. Верхняя часть символа – начало мироздания, появляющегося из бесконечной пустоты.
Популярными символами в непальских украшениях являются восемь благоприятных буддистских символов.
- Белая раковина моллюска - символ власти, позволяющий мобилизовать волю, бесстрашие, мужество для достижения больших побед на благо всего общества, противостоять злым силам или предотвратить стихийные бедствия.
- Драгоценный Зонтик – защита от бедствий и страданий. Купол олицетворяет мудрость, драпировка – сострадание, таким образом, сложная форма зонта демонстрирует союз двух категорий.
- Баннер Победы – победа против внешних сил, препятствующих в преодолении верного пути к высшему уровню, триумф знания над невежеством.
- Золотые Рыбы – символ свободы и счастья. Рыба плавает свободно в воде, так и людям должно идти по жизни без страха. Изобилие и плодородие, поскольку рыбы быстро размножаются. Рыбы плавают часто вместе, что представляет супружеское единство и преданность (украшение с символом - прекрасный свадебный подарок)
- Колесо Дхарма - представляет учение Будды, следуя которому человек познает радость.
- Узел Бесконечности – в Тибетском буддизме у символа много интерпретаций. Среди них, бесконечный цикл рождения (страдания), смерти, возрождения. Союз мудрости и сострадания. Взаимодействие противостоящих сил в дуалистическом мире и как следствие гармония во вселенной. Бесконечная мудрость Будды.
- Лотос – символ солнца, создания и возрождения. Очищение тела и разума благодаря поступкам. Хотя лотос не растет в Тибете, в тибетском искусстве разные версии символа были стилизованы и лотос – один из лучших признанных мотивов тибетского буддизма, так как каждое божество связано в той или иной степени с лотосом.
- Ваза Сокровищ – благословения и удовлетворения, достижимые в этом мире, включая материальное изобилие и долгую жизнь.
Главное в непальских ювелирных украшениях, которые всегда являлись не просто частью костюма, а символом духовности и, вообще, жизни тибетцев - это тщательно продуманные орнаменты, а точнее - священные символы. Украшения для владельцев имеют функцию амулета, а большинство металлов и камней, из которых изготовлены изделия, наделены уникальными свойствами. Важна также и форма драгоценных украшений.
Например, «тенгура» или тингри, ожерелье, которое носят для защиты от злых духов женщины и дети. Ожерелье составлено из многократных серебреных гнезд с кусочками кости в них, подобные по форме фаллосов, натянутых на двойной шнур.
«Тилхари» носят женщины всюду в Непале, и ожерелье указывает на то, что хозяйка ожерелья – замужняя женщина. Тилхари собственно называется серебреная (или золотая) часть ожерелья. Состоит из семи прекрасно обработанных бус, три – круглые, а четыре более плоские, которые нанизаны на металлический или деревянный стержень, с концов которого натянута, например, стеклопряжа (часть называется поте). В день свадьбы жених надевает
тилхари на шею невесты, тем самым воплощая желание долгой жизни вместе. Если супруг умирает раньше, то женщина снимает ожерелье.
Ожерелье «дори» имеет в центре кулон-амулет, украшенный блестящими камешками, в форме листа стрелолиста (символ щедрости, великодушия и пищи в тяжелые времена), и четырнадцать элементов в форме манго (символ плодородия, любви и вечности), протянутые на двойном шнуре.