Индийские серьги с мотивом змея
Традиционные ювелирные изделия, конкретнее серьги, которые носят женщины Индии в разных географических регионах страны, не только украшения, они очень символичны, полны социального и религиозного значения. Женщины носят определенный тип сережек, являющиеся признаком идентичности, то, что она с самого рождения принадлежит определенной социальной группе и таким образом продолжает традиции предков.
Среди многих интересных и заметных традиционных мотивов, встречаемых в индийских украшениях, змея, возможно, самый интригующий. Сережки с мотивом змея носят женщины в нескольких штатах, расположенных друг от друга на приличном расстоянии:
- на востоке в штате Орисса
- на юге – в Тамилнаде
- на западе в Гуджарате и Раджастхане.
Нельзя сказать с полной уверенностью, как долго сережки с мотивом змея известны индийским женщинам, так как в Индии нет строгой традиции сохранять драгоценности, их обычно переплавляют, когда человек умирает. Но на храмовых скульптурах, созданных в средневековые годы индийской истории, встречаются серьги-кобры. Можно предположить, что в древности племена, поклонявшиеся змеям, создавали и украшения в форме змей.
В Ориссе и Гуджарате «змеиные» сережки называют нагулу или нагали, от слова «наг». На санскрите наг означает кобру (змею с капюшоном). Синоним для нага пханин. Вообще, для змеи существует несколько определений, одно из них сарпа. Но слово «наг» также используют и в общем смысле, для любой змеи.
В Тамилнаде сережки с мотивом змея называют «памбадам» от тамильского слова «памба» (змея).
Притом, что название сережек относится непосредственно к змее, это не означает, что они обязательно копируют оригинальную модель. И даже учитывая, что поклонение змее практикуется среди владельцев сережек, оно сознательно не связывается с украшениями. О первоначальной цели и значении символа «змея» в определенной степени забыто. Переменно можно выделить те значения, которые объединяют владелицы «змеиных» сережек со своим украшением – защита от укуса змеи, надежды на богатство, долголетие, преданность богу Вишну.
Изменение форм и значений украшений происходило оттого, что они перенимались от одной группы другой. Это очевидно с нагали из Раджастана и Гуджарата, где создают самые абстрактные формы змеиных сережек. Четыре известных типа имеют разное появление, но в основном демонстрируют идентичный дизайн. Женщины из Пушкара в Раджастхане носят сережки, дизайном напоминающие два гриба, но они называют их «зонтик змеи», потому что, якобы, кобры срываются под своим капюшоном во время дождя.
Считается, что дизайн сережек пушкарцы переняли у многочисленного сообщества рабари, проживающих сегодня всюду по Раджастхану и Гуджарату. Сережки нагали Кучни Рабари спиральной, пружинистой формы могут рассматриваться как самые тесно связанные со змеиным обликом. У рабари есть святыни, посвященные змеям, в которых почитают бога Вишну в ипостаси Шеша, тысячеголового змея, царя всех нагов, олицетворяющего Вечное Время.
У других рабари - Дхебариа - форма сережек почти такая же, но пружинки спаяны в конус и оформлены эмалью.
Интересные серьги удвоенной спиральной формы созданы были в обществе Бхарвад, проживающих на западе Гуджарата, скорее всего форма так же заимствована от нагали рабари. Визуализированная «змея» в таком виде называется сережки нагулу.
Древнейшей формой и наименее сложными по технике являются нагулу на севере Андхра-Прадеша и в южной части Ориссы. Спиралька, плоская и овальная с одного конца, что подразумевает голову змеи. Считается, такие серьги должны защитить их владельца от укуса ядовитой змеи. Другое объяснение заключается в следующем: змея - красивое существо, когда женщина носит такие серьги, она похожа на змею, красивую, но очень ядовитую. Если кто-то пытается её обидеть, то серьги-змея, предполагается, обеспечивают её своей защитой.
Другие сообщества в Ориссе, не имеющие отношения к культу змеи, как например Саора, тем не менее, переняли дизайн, хотя они не ощущали в полной мере форму, очень скоро утратив «змеиную голову». Саора нагулу представляют обычные серебряные спиральки 10-15 сантиметров длиной, ввернутые по краю растянутой мочки уха. Но надо отметить, что многие Саора не носят таких серёжек в настоящее время по причине их не модности, а именно не соответствию сари, сменившего традиционный наряд.
В Тамилнаде люди никогда не говорят непочтительно о змеях. Кобру называют налла тамбиран («доброе божество») или налла памбу («добрая змея»).
Сережки с мотивом змея в Южной Индии, памбадам и нагавадура, наиболее сходные по внешнему виду с настоящими кобрами. Из двух типов нагавадура главным образом носят в северных областях Тамилнада, хотя увидеть их с каждым разом становится все сложнее, традиция забывается, но памбадам, характерные для южного Тамилнада, по-прежнему изготавливают. Уникальная форма обоих типов приводила к многочисленным попыткам интерпретировать её среди европейских ценителей декоративного искусства Индии. Как объясняют ювелиры из города Нагеркоил в штате Тамилнад, памбадам – стилизованная форма кобры, свернувшейся кольцом на гнезде над яйцами, голова находится в вертикальном состоянии, а капюшон широко открыт, на «капюшоне» - «следы Кришны».
Как известно, только королевская кобра из всех видов змей строит настоящее гнездо из гниющих растений на небольшой возвышенности, чтобы яйца не затопило в случае наводнения.
На капюшоне кобры имеются отличительные круги, происхождение которых объясняется мифологической историей. Однажды Кришна вместе с пастушками играл в мяч. Мяч, отлетев в сторону, упал в воды реки Ямуна, в которой проживал Калия, демон-змей. Кришна вскочил в воду, чтобы достать мяч, но в это время Калия выскочил из воды и напал на бога. Тогда Кришна вобрал в себя тяжесть всей Вселенной и вскочил на многоголового демона-нага. Тогда Калия склонился перед величием Кришны, обещая, что никогда в будущем никого не побеспокоит. Кришна простил его и позволил выйти из реки. Круги на капюшоне и есть следы Кришны, танцевавшего на головах побежденного Нага Калия.
Памбадам - популярная форма сережек в Южной Индии, начиная с 19 столетия. Их носят все, кроме браминов. В южных районах Тамилнада, некоторых частях Кералы часто можно видеть пожилых женщин с большими серьгами в широко расширенных и оттянутых мочках. После 1940-х годов мода на серьги памбадам несколько спала, но не во всех районах. В прошлое время носить такие серьги считалось святой обязательностью. Родители дарили серьги-памбадам своим дочерям перед свадьбой, демонстрируя положение в обществе, богатство, но также и ради надежд на изобилие в будущей семейной жизни, хотя многие современные женщины отрицают такое значение. Каждая женщина точно знает вес своих сережек-памбадам, примерно 16 г. Они не передаются по наследству, их нельзя продать, после смерти владелицы серьги плавят.
Сегодня многие молодые женщины просят своих матерей воздержаться от ношения таких сережек, уродующих уши.
Тем не менее, серьги-памбадам изготавливают постоянно в небольшом городе Санкаранковиле, где их можно не только купить, но и понаблюдать процесс изготовления.