Сине-белая магия японского интерьера

28 Окт 2012

Сокровищем традиционного японского искусства и дизайна является комбинация синего и белого. В Японии сочетание синего и белого цвета приводило к созданию самых живописных и уникальных дизайнов. Синий пигмент индиго использовался для крашения текстиля в течение многих столетий, в то время как кобальтовая синь - с семнадцатого столетия в качестве под глазурной росписи на керамике.

Синий и белый – сильный, чистый и универсальный стиль, часть японской жизни. Это прекрасный текстиль для жизни, в которой человек существует в гармонии с природой. Керамика, которая прославила Японию на весь мир. Стиль, который бесконечен, потому что предметы в нём могут быть гармонично и красиво объединены, удовлетворяя самому притязательному вкусу и превращая, например, дверной проем с норэн в сине-белой гамме -  в произведение искусства.

От синих и белых одежд, вывешенных на ветви священного дерева сакаки, которые в том числе помогли выманить великую богиню Аматэрасу из грота, где она скрывалась, разгневанная на своего брата, бога ветра Сусаноо, а вместе с ней и весь мир погрузился в темноту… к сине-белому фарфору Имари, главному «посреднику» в торговых отношениях с Европой, синий и белый неразрывно ассоциируется с Японией.

Два цвета, которыми пронизаны японские национальные представления о прекрасном, воплощают дух лета.
Синие волны, набегающие на белый песок, белоснежные облака, плывущие по небу цвета кобальта…

Для создания индивидуального, но вместе с тем универсального дизайна интерьера в сине-белом стиле неплохо обратиться к помощи опытных дизайнеров, но можно предложить несколько советов в качестве небольшого руководства, а создать собственный «сине-белый» интерьерный шедевр поможет желание проникнуться смыслом японской простоты, спокойствия и, безусловно, творческая фантазия.

С чего начать?

«Синий и белый» имеют особенную энергию, которая передаёт сообщение – простота, гармония, порядок. Начинать создавать интерьер нужно с базовых предметов. Например, керамическая подставка для зонтов Имари, хибати, текстиль. Вазы, пиалы, блюда, дзабутон цвета индиго или подушки, расписанные в технике цуцугаки, норэн, фукуса, фуросики - всё можно включить в «ритуальный» интерьер. При желании предметы можно обнаружить и в своих магазинах, и необязательно за ними ехать в Японию. Может быть, за исключением фарфора или керамики со своей оригинальной историей, как, например антикварный фарфор Имари-Арита, особенно с кобальтовой подглазурной росписью (имитирующий знаменитый китайский «сине-белый стиль»), который считается самым дорогим фарфором.

В своё время наказания за кражу производственных тайн изготовления фарфора из границ феодального владения (хан) были страшные. Правда, как следовало ожидать, индустриальный шпионаж в феодальной Японии был неплохо развит, и случались инциденты, когда секреты создания удивительного фарфора становились известными не только их хранителям. Результатом явилось появление в 18-19 веках в различных частях Японии небольших фарфоровых производств, которые со временем определили индивидуальные местные стили, чем и прославились. Хотя, судя по сохранившемуся старинному японскому фарфору определенных стилей, можно сказать, что тайны мастерства хранили свято.

В сегодняшние дни в городе Арита (историческая провинция Хидзэн на острове Кюсю) столовая посуда и другие предметы для ежедневного использования выпускаются серийно на фабриках, в то время как прекрасные в художественном отношении изделия по-прежнему создаются художниками по фарфору, многих из которых считают национальным достоянием. Ярмарка керамики в Арита, привлекающая любителей и ценителей фарфора Имари-Арита со всего мире, проводится каждую весну, в ней участвуют более 650 магазинов, палатки выравнивают дорогу на протяжении шести километров.

Обязательно нужно сказать о фарфоре Микавати (город Сасебо в префектуре Нагасаки). Все изделия характеризуются сине-белым дизайном. Много столовой посуды производится для самых прекрасных ресторанов в Японии. Кроме столовой посуды, элегантный сине-белый фарфор Микавати – посуда для чайной церемонии, курильницы, фляги для сакэ (камэоса), вазы, декоративные объекты (пагоды).

Что касается текстиля, то ткани Гэнсёдо, возможно, не имеют аналогов в современном контексте. Хлопок индиго идеален для занавесок, подушек, сумок, одежды и даже покрывал, какие можно положить на матрасы классик, будь они использованы на низких кроватях-подиумах в японском стиле.  Гэнсё Сасакура, основатель тканей Гэнсёдо посвятил свою работу репродуцированию дизайна хлопка индиго периода Эдо. На сотканные из окрашенной пряжи хлопчатобумажные ткани наносят методом трафаретной печати (современное развитие техники катадзамо и цуцугаки) образцы в небольшой мастерской в Киото. Так как ткань, как правило, индиго, то рисунки белые. Кстати личная коллекция Гэнсё Сасакура проиллюстрирована в справочнике «Текстиль Цуцугаки Японии».