Японский интерьер: из истории татами
Японская архитектура и дизайн интерьера в течение многих столетий складывались под влиянием культуры татами. Комнаты в домах больших или маленьких городов или сельских районов отличались разве только в деталях, но они всегда были устланы соломенными циновками – татами, словно говорящими о том, что обувь должна оставляться снаружи. В наше время в Японии татами заменили другие материалы, в качестве отделочного материала для пола может быть использована даже массивная доска, но почти в каждом доме есть комната, где традиционные татами используются по-прежнему. Татами отлично соответствует не только японскому интерьеру, но и интерьеру в западном стиле. Они создают естественную и расслабляющую атмосферу, особенно если объединены с деревом и камнем, которая успокаивает сознание, постоянно провоцируемое непростым темпом нынешней городской жизни.
У татами (от глагола татаму – свертывать) в Японии долгая история. В древней Японии не существовало того типа татами, знакомого нам сегодня. Они предназначались в первую очередь в качестве спальных принадлежностей и оставались привилегией благородного сословия.
В эпоху Нара 5-6 соломенных циновок, помещенные на деревянную структуру, представляли собой постель императора. В архитектурном стиле эпохи Хэйан «синдэн-дзукури» центральное строение или синдэн (или моя), в переводе «спящий дворец», было окружено столбами, между которыми находились сетчатые ставни (ситомидо), состоящие из верхней и нижней частей, и верандой (хисаси) и представляло собой большую комнату, разделенную ширмами. Циновки фиксировали место для сна или заседаний. Татами были толстыми, около семи сантиметров, сверху их покрывали тонкими циновками. Они стоили дорого и являлись символом, определявшим положение в обществе. Даже ткань, которой обшивали края татами, могла многое поведать о владельце.
Синдэн выходил на открытый внутренний двор с водоемом и садом. Когда нижнюю часть ставень снимали, скатывали сударэ, находившееся перед ставнями, сидя на циновках, можно было любоваться прекрасным видом «чистой земли Амида Будды». В этом случае можно сказать о достижении желательного эффекта – полной гармонии между архитектурой и природой.
С приходом к власти буси или класса воинов в конце периода Хэйан стиль синдэн дзукури постепенно начал принимать новые формы и уступил в итоге место «сёин-дзукури», на который значительно повлиял дзэн-буддизм с его особым пониманием красоты. В сёин дзукури татами занимают почетное место.
Как и в предыдущем стиле, в сёин-дзукури место жительства определялось главной структурой (сёин), полезная площадь была поделена фусума, а весь пол покрывали татами. Кроме того, количеством татами определялся размер комнаты.
Позже жилую часть разграничили вестибюлем (гэнкан), где гостей приветствовали и где они оставляли обувь.
В одном конце сёин (зал для письма или учения) находилась приподнятая часть, где сидели хозяин и гости. Здесь же помещались встроенный письменный стол, альков, полки с книгами и посудой для чайной церемонии.
С развитием культуры чаепития, татами стал неотъемлемым элементом не только японского образа жизни.
Ещё один архитектурный стиль «сукия - дзукури», который и сложился благодаря культуре чаепития, в период Адзути-Момояма (1568-1600). Сначала слово сукия означало помещение, в котором проходила чайная церемония. Сукия - маленькая простая комната обычно размером в четыре с половиной татами или меньше. Объединившись с некоторыми элементами интерьера стиля сёин, сукия дзукури стал характерным стилем для домов горожан периода Эдо. Стиль повлиял на традиционный японский интерьер, который характеризуется сжатой жилой площадью японских домов.
Ну и конечно сами тясицу - чайные домики: чайная церемония в один момент переместилась из жилых помещений в отдельные постройки в саду из незамысловатых материалов, где человек мог полностью абстрагироваться от суетного мира. Художественное оформление чайных домиков сводилось к минимуму, висящий свиток или ваза с цветком, и пол, покрытый татами.
Традиционный татами состоит из трех частей (татамиомотэ, токо и хэри). Верхний слой (татамиомотэ) – тонкая циновка, сотканная из травы игуса (тростник) приятного зеленого цвета. Но со временем цвет поверхности может измениться на желтый (соломенный) цвет из-за попадания солнечных лучей на татами.
Сегодня около 40 процентов татамиомотэ импортируют из Китая, оставшуюся часть производят в западной Японии. Десять процентов из японской порции изготовляют в Окаяма и Хиросиме из пеньки. Татамиомотэ из пеньки чрезвычайно высокого качества, процесс изготовления их достаточно трудоемкий, и стоят они очень дорого.
Токо формирует основу татами. Солома, сплетенная с нитью из пеньки для высококачественных татами и синтетической нитью для недорогих. Хэри – тонкая полоска ткани из волокон пеньки, хлопка или химического волокна, пришитая к краям татами в качестве декоративной границы. Восемьдесят процентов хэринумо украшают причудливыми узорами, только для чайной церемонии они черного или нейтрального цвета.
Татами оставался единицей измерения (90 см на 180 см) площади жилых комнат в Японии практически до нашего времени, но с развитием строительства и увеличением роста населения, размер татами стал постепенно сокращаться. Кроме того, существуют определенные правила размещения татами, сложившиеся в эпоху Эдо. «Благоприятное» размещение, когда циновки выложены в форме буквы «Т» и углы трех или четырех татами не соприкасаются.
Татами не требуют специального ухода, достаточно уборки с помощью влажной тряпки или специальной щетки на пылесосе. Ботинки и даже обычные домашние тапочки на татами не приветствуются.
Элла Михайленко