Японские ширмы бёбу

14 Апр 2010

Складные расписанные ширмы, «бёбу», - неотъемлемая часть японской архитектурной мысли, занимающие промежуточное положение между архитектурой как таковой и декоративным оформлением жилища. Пока мы покупаем мебель Арго, японцы созерцают скрепленные между собой бумажными или кожаными петлями изящные створки из васи (бумаги из волокон кустарника гампи). Стандартная форма бёбу состоит из шести створок, приблизительно в высоту 1.5 м. и 3.5 м. в ширину. Число панелей, используемых в ширме, называется кёку, а термин для пары ширм – иссо-бёбу.

Бёбу в переводе означает «защита от ветра». Летописи китайской династии Хань определяли бёбу как объект, защищавший от проникновения ветра в комнаты.

Первые бёбу были привезены из Китая в седьмом столетии в эпоху Нара и представляли собой одиночную панель на ножках, то, что сегодня называют «цуйтатэ». В 8 веке появляются многостворчатые ширмы, расписанные изумительными картинами лучших художников, которые использовались в качестве обстановки в императорском дворце, главным образом на важных церемониях. Каждая створка расписывалась отдельно, вставлялась в рамку, обрамлялась парчой и затем связывалась со следующей панелью. Створки соединялись друг с другом шелковыми шнурками. Самые известные примеры бёбу того периода сохраняются в Сёсоин (сокровищница Тодай-дзи в Нара).

Уже в 9 веке бёбу – обязательный предмет в буддистских храмах и синтоистских святилищах, непременный атрибут интерьера жилища даймё. Вместо шнурков появляются «дзэнигата», деревянные или кожаные петли по форме напоминающие монеты.

Развитие живописи на ширмах достигает кульминационного момента в период Момояма (1573-1614). Мрачным замкам японских военачальников с неприглядными интерьерами особенно были необходимы декоративные оформления. Многие работы были исполнены непосредственно на золотом листе, который вначале раскладывался на шелке и затем уже устанавливался в створку. Ширмы имели целью осветить и облагородить темные интерьеры замков. Золотой лист отражал свет от зажженных свечей и преобразовывал комнату.

К 16 столетию живопись на ширмах была центральной в визуальной культуре традиционной Японии, ее значение можно сравнить с итальянской фреской. Установленные размеры створок требовали виртуозности от живописца. Дзэнигата заменили бумажные петли, что сделало бёбу более легкими и прочными в соединениях.

Иногда японские ширмы изготавливались исключительно для специфических случаев. Во время свадеб по синтоистскому обычаю несколько бёбу с благоприятными изображениями-символами на них размещались позади новобрачных.

Ширмы использовались для того, чтобы отпраздновать день рождения, провести церемонию, например, возведение на престол нового императора, почтить мертвых на похоронах, во время фестивальных дней. Рассказывают, что 200 бёбу выровняли улицу Киото в 16 столетии во время одного из многочисленных японских праздников, чтобы отметить его важность. На ширмах красовались творения созданные великим японским гением Тоётоми Хидэёси.

Выдающиеся художники подобные Кайхо Юсё расписывали ширмы. Например, японская ширма с картиной «Рыбацкие Сети» на которой изображены зубчатые формы темно-синего моря, граничащего с золотой землей, на шестах растянуты рыбацкие сети, преобразовывает вроде обычные будни в монументальную красоту. Картина на японской ширме описывает переход сезонов, показывая тростник в различных стадиях роста.

В период Эдо с ростом благосостояния гражданского сословия, бёбу, символ богатства и привилегированного положения в прошлом, могли иметь в своих домах обычные торговцы. Ширмы использовались для того чтобы разбить квадратную или прямоугольную площадь и создать частный уголок. Известные живописцы эпохи Ёса Бусон, Маруяма Окё, Киси Ганку, Ямада Гадзан, Эмура Сюмпо внесли значительный вклад в развитие японской живописи на ширмах. Среди картин перечисленных художников, самая известная «Цветение Сливы» Ёса Бусон, сохраняемая в Национальном Музее Токио.

Створчатые ширмы чрезвычайно популярны в это время: без них не обходился не только домашний японский интерьер, но также магазины и  додзё. Поскольку их изготавливали преимущественно для внутреннего пользования, образцы рисунков были светского характера. Именно в период Эдо появляется много новых жанров живописи и сложных методов. Создание красочных бёбу являлось одновременно уникальным и функциональным искусством, которое продолжает восхищать.

В наши дни многие слышали о Гион Мацури, известнейшем фестивале Японии. Но перед праздником, с 14 по 16 июля проводится ещё один фестиваль, который называется Бёбу Мацури. Во время Бёбу Мацури жители Ямабоко-тё в Киото распахивают двери своих домов, чтобы продемонстрировать сокровища, а именно бёбу, украшенные шедеврами знаменитых японских живописцев, которые достались им в наследство от предков - согласитесь, каким-нибудь аналогичным по смыслу фестивалем, вроде Офисная мебель Москва, нам друг друга не порадовать (или старинная мебель - как вариант).

Многие современные художники продолжают традиции известных мастеров старой Японии и среди них Ёсиаки Юки, Тацуя Исиодори, Мотоко Майо

Поскольку японские ширмы бёбу с успехом можно назвать как декоративным украшением, так и мебелью, их можно размещать в любом месте, они могут скрыть непредставительные места комнаты. Кроме того, можно создать интересный смысл перспективы, представляя картины под различными углами. Или же показать последовательную смену сезонов на ряде ширм. Живопись на бёбу нужно рассматривать, вернее читать, слева направо.

Элла Михайленко

Один комментарий

  1. kuzunoha

    С конца периода Эдо искусство бёбу находилось в состоянии упадка. В современной Японии осталось немного мест, где продолжают создавать подлинные бёбу. Но они, безусловно, стоят немалых денег. В общей своей массе те ширмы, которые можно видеть в магазинах сегодня, изготавливают не вручную. В Японии продают, в том числе импортируемые из Китая ширмы.