Техники окрашивания ткани для кимоно

27 Фев 2011

Большинство техник окрашивания тканей для изготовления кимоно (ткань ткали неширокими полосами) были известны уже в восьмом столетии. Но только в период Эдо появились сложные живописные ткани, которые прославили текстиль Японии во всем мире.

Окрашивание - очень специфический навык, и многие техники сохранялись в строжайшем секрете. Киото являлся центром окрашивания тканей, но вместе с тем в любой деревне и в каждом доме имелись свои собственные рецепты.

Самый известный пример, знакомый с древних времен - окрашивание ткани в технике сибори, сибори-дзомэ (от слова связывать). В Тодай-дзи в Нара сохраняются предметы сиборидзомэ, пожертвованные храму императором Сёму.

Существует бесконечное число способов, когда можно связать, сшить, свернуть, скрутить или сжать ткань перед погружением в краску, и каждый раз будет разный результат. Но, используя тот или иной способ, учитываются особенности ткани, для достижения желательного результата. Кроме того, разные способы применяют в соединении друг с другом для более сложного рисунка.

В одном из самых отличительных методов - каноко сибори -  маленькие круги размещены в диагональных рядах и связаны нитью перед окрашиванием.

Постепенно развились техника с использованием трафарета и техника рисунка, который был вырезан на кусочке доски.

В окрашивании с помощью трафарета, или катадзомэ, через трафарет на ткань применена рисовая паста. Процесс повторяется на следующей части ткани. Когда ткань окрашивают, цвет не проникает через области, покрытые рисовой пастой. Паста будет смыта, как только краска высохнет.

Один из уникальных зимних пейзажей в Канадзава, радующий местных жителей, Юдзэн Нагаси, смывание красок с текстиля Кага Юдзэн. Красивые ткани плещутся в двух водных потоках Канадзава, Сайгава и Асаногава, известных своей чистейшей водой.

История Кага Юдзэн возвращается в 15 век, когда возникла техника окрашивания Кага умэдзомэ.
Кага, историческая провинция, в период Эдо находившаяся на территории Канадзава (префектура Итикава).
Чтобы оградить клан Кага от сёгуната, и вместе с тем показать покорность центральному правительству, даймё Кага решено было развить самурайскую культуру, погруженную в прикладные искусства и ремесла.

Ремесленникам предоставили студию, осайкусё, в пределах замка Канадзава, где они совершенствовали известные им методы и производили предметы высшего качества, которые бы услаждали даймё, служителей храмов, высокопоставленных самураев, чтобы их не стыдно было преподнести в качестве подарков сёгуну и императору. Предполагалось, что мастера по окрашиванию ткани также имелись среди художественной группы, однако большинство высокопоставленных чиновников предпочитали заказывать одежду в Киото.

Причина заключалась в том, что мастера вначале создавали предметы для каждодневного использования, простые кимоно, норэн, постельное бельё или фуросики, для самураев и местных жителей.

Умэдзомэ - техника, в которой использовались кора и корни сливы (умэ) для окрашивания ткани в основной цвет. Кору и корни кипятили для извлечения краски, которая затем применялась на ткань с использованием уксусной кислоты. Красноватый желто-коричневый цвет был чрезвычайно популярен.

При помощи техники умэдзомэ получили и черноватый оттенок на ткани, и этот метод стал называться куро-умэдзомэ (куро-черный). В противоположность индиго, классической технике окрашивания, при помощи куро-умэдзомэ удалось продемонстрировать красивые изящные оттенки, необыкновенное сияние и нежную структуру шелка. Предметы в технике куро-умэдзомэ оказались в числе подношений для сёгуна и императора.

Общий термин для окрашивающей техники не узорчатой ткани – окунидзомэ.

Во второй половине 17 столетия «выступает на сцену» художник по тканям Миядзаки Юдзэн-саи, чье имя собственно носит техника окрашивания, Юдзэн.

Юдзэн-саи родился в Канадзава или Киото, никто не знает наверняка, но в середине 30-х он был известен как превосходный мастер по окрашиванию тканей. Миядзаки Юдзэн-саи в Киото разработал технику с использованием рисовой пасты в качестве резерва, что явилось по существу переворотом в искусстве окрашивания тканей. Техника учитывала детализированное украшение и позволила создавать на ткани настоящие картины.

Термин Юдзэн появился в «Гэн-Сики-Кан», книге обзора мод, изданной в 1687 году. Первичная причина успеха заключалась, конечно, в самих мотивах, известных с эпохи Хэйан.

Техника Юдзэн предлагала возможность наносить очень точные линии, что трудно было сделать, даже при помощи вышивания. Разные спокойные и нейтральные цвета и градации могут быть выражены с помощью Юдзэн.

Основной рисунок делают при помощи сока традесканции. Краска отмывается. Затем рисунок защищен рисовой пастой, но в современное время её заменил резиновый клей, позволивший создавать ещё более тонкие линии. Диаметр носика конуса бумаги из тутового дерева с водонепроницаемым танином хурмы, через который сжата рисовая паста, определяет толщину сопротивления, которую возможно уменьшить до ширины волоска.

Части, окруженные клеем, прорисованы соком бобов. В этом случае клей впитывается глубже и исключается возможность просачивания красок. На обратной стороне шелка разбрызгивается вода, для растворения краски и увеличения поглотительной возможности рисовой пасты.
Смежные области не могут быть нарисованы без высыхания, по этой причине, чтобы добиться конечного результата, понадобиться много времени.

После невероятной популярности Юдзэн в Киото, другая ветвь Юдзэн появилась в Кага, где Миядзаки провел свои молодые годы, и по этой причине технику окрашивания стали называть Кага Юдзэн. В Кё Юдзэн и Кага Юдзэн нет явных отличий, за исключением того, что в Кага Юдзэн краски и мотивы натуралистические, тогда как в Кё Юдзэн они более декоративные.

Отличительная характеристика Кага Юдзэн - использование пяти цветовых оттенков, синий, темно-красный, желтая охра, травянистый зеленый, императорский фиолетовый. Наряду с серым цветом, они являются основными цветами. Есть техника, которая представляет градацию цвета от края до середины образчика. Мотивы, птицы и цветы, горы и потоки создают ощущение роскошной элегантности.

Весь процесс окрашивания ткани исполняется вручную единственным мастером, Сэнсё, и занимает долгое время (приблизительно два или три месяца).

В процессе работы необходимо удалять рисовую пасту и лишнюю краску.

Вот красильщики ополаскивают ткани в Сайгава и Асаногава. Зрелище это привычно для Канадзава и очень любимо местными жителями.

 

6 Коммент.

  1. kuzunoha

    Очень интересно! Спасибо!

  2. Хованчук Ольга

    Если говорить о кага-юдзэн, то все же оно начиналось с «байдзомэ». По крайней мере, так это слово говорят мастера и транскрибируют во всех книжках. И отличительные черты у кага-юдзэн четко определены: применение белой краски «гофун» из панцирей ракушек; прием росписи, который называется «мусикуи» (поеденный насекомыми)- на некоторых листьях делают узор, будто лист поеден насекомым; роспись никогда не дополняют вышивкой или набивкой золотом; на кимоно всегда есть роспись на подкладке. Колорит кага-юдзэн хоть и берет за основу пять цветов, но ими, конечно, не ограничивается. Цвета натуральные и никогда не применяется палитра «vivid», «bright». Натуралистический дизайн был упомянут выше. Декоративный орнамент применяется, но реже, чем натуралистический.
    И еще. Можно ли узнать источник этой статьи и переводчика. Потому что такой перевод только вводит людей в заблуждение. И хотелось бы узнать и о других способах окрашивания по подробнее, а не только о кага-юдзэн.

    • Елена

      Я в упор не вижу противоречий вашего комментария и текста статьи. А о каких заблуждениях идет речь? Вроде бы тут не было написано, что роспись дополняют вышивкой.

    • Wsir

      А есть другие окрашивающие техники, более старого времени, кэмбо-дзомэ и иро-эмон, так же часть наследия Кага окрашивания, известных как окуни-дзомэ. Не буду вдаваться на данном этапе в тонкости перевода.
      Материал носит ознакомительный характер, в нём нет никакой крамолы и погрешностей глобального характера, это не специализированная статья и главная идея — культурное наследие Японии, определение основных видов искусств, причины развития. Почему и сказано о самурайской культуре. Возможно, дотошное исследование интересно Специалисту, но у сайта иная направленность. К тому же в ролике достаточно живописно представлен процесс окрашивания ткани.
      П.С. У статьи нет конкретного источника, но материала прочитано достаточно, в том числе и на японском языке.

    • Wsir

      Ольга, то, что вы называете «бай-дзомэ» (Сливовое окрашивание,
      https://www.jp-club.ru/?p=189) в тексте озвучено как Умэ-дзомэ, как прочитано из японского источника 梅染め

      • Wsir

        если это китайское произношение (Онъёми) тогда мумэ (японская слива или китайская слива, или японский абрикос) звучит как мэй (梅)