Кимоно в Европу и наоборот

7 Фев 2011

В 1853 году, после того как черные корабли Командора Перри причалили к берегам Японии, стране пришлось ответить на требования и открыть свои порты для западных держав. Внешнее давление, объединенное с внутренними волнениями, привели к революции, ниспровержению сёгунского правления и восстановлению императорской власти в 1868 году. Императорский двор переехал в Эдо, переименованный в Токио. Правительство понимало, что единственный способ сделать так, чтобы Япония могла конкурировать с военной и индустриальной энергией Запада, состоял в том, чтобы пойти по пути модернизации по западному образцу.

В истории Японии начинался беспрецедентный период преобразования, затронувший все области жизни, включая и одежду. Кимоно являлось универсальным понятием «одежда».

Принятое объяснение, почему японцы согласились со словом, которое заменило вековой термин косодэ, тот культурный шок, который они испытали, когда их принудили надеть узкие одежды.  Чтобы выделить «косодэ» из общего определения Историческую одежду стали называть «вафуку».

Японцы с энтузиазмом принялись за устройство по европейскому образцу. По указу императора все придворные должны были одеваться в европейский костюм, и никто не должен больше появляться в национальном костюме при дворе, начиная от императрицы и заканчивая придворным лакеем. Сам император Муцухито, после того как сменил императорский наряд на военный мундир французского покроя, больше никогда не показывался на публике в традиционном наряде.

Европейское платье ассоциировалось с понятиями "цивилизация", "модернизация", "продвижение" со всем, к чему стремилось правительство Мэйдзи. Но при том, что все связанное с переустройством и принятое подавляющим большинством населения страны, упразднение национального костюма вызвало неудовольствие многих японцев.

Старая вдовствующая императрица, а вместе с ней солидное окружение в лице высокопоставленных чиновников, по-прежнему одевались в старинные костюмы с множеством складок, прекрасно понимая, что без этих прелестных поэтических нарядов они потеряют свою национальную идентичность.

Да и не было никакого смысла носить строго подогнанные к фигуре европейские одежды в частной жизни, в пределах домашнего хозяйства. Достаточно странно, наверное, было увидеть мужчину в пиджаке и узких брюках или женщину, затянутую в корсет, за обычным приемом пищи, сидящими на полу, покрытом татами в типичном японском доме.

Интересно заметить, что текстильная промышленность Японии одна из первых приняла европейские технологии и европейскую технику. В большом количестве и по разумным ценам производилась по новым методам шелковая ткань, что позволила многим японским женщинам купить шелковое кимоно, о котором, может быть, они мечтали всю свою жизнь. К тому же с поражением сёгуната Токугава потеряли актуальность законы, запрещающие ношение дорогой одежды.

Открытие Японии пробудило огромный интерес во всем мире и очень скоро уникальные национальные товары попали в Европу и Америку, вызвав буквально повальное увлечение всем японским. В 1870-х годах кимоно были доступны во всех европейских и американских магазинах.

Эпоха Тайсё (1912-1926) считается одним из самых уверенных и оптимистических периодов в истории Японии. Быстрое промышленное развитие стимулировалось Первой мировой войной и экономическое процветание согласовывалось политической демократизацией. Женщины работали машинистками, банковскими служащими, продавцами, автобусными кондукторами. Они стали потребителями новой массовой городской культуры, сосредоточенной на кино, кафе, универмагах.
И, понятным образом, европейский стиль в одежде становился все больше популярным.

Но кимоно не было забыто. Типичная конструкция оставалась прежней, однако новые мотивы, вдохновленные европейскими стилями Ар-нуво и Ар-деко уже отражали современный дух, визуально утверждали новый образ независимой японки.

Текстильные достижения ускорили производство, понизив затраты, в то время как химические красители помогали в создании ослепительных расцветок.

В начале 20 века были развиты новые типы шелка, что позволило производить относительно недорогие и очень стильные предметы, доступные практически любому человеку. Яркие кимоно со смелыми узорами оставались популярными вплоть до 1950-х годов.

В современное время кимоно такой же модный предмет одежды, каким оно было в своем расцвете в период Эдо. Девушек в изящных кимоно из прекрасных современных тканей все чаще можно увидеть на улицах Японии. Всплеск интереса особенно очевиден в летнее время, когда все универмаги наполняются юката, летним кимоно, которое гораздо приятнее носить в отличие от другой одежды.