История кимоно до эпохи Эдо

12 Мар 2012

Первые кимоно или косодэ появились, по крайней мере, в 10 веке и представляли собой предмет одежды, копировавший нательное белье китайцев времен династии Тан. В Японии оно также являлось нижним бельём и косодэ носили простые люди в качестве рабочей одежды.

Самый ранний известный образец косодэ относится к 1157 году. Принадлежал он Фудзивара Мотохира и был найден в его захоронении в буддистском храме.

Когда закончился относительно мирный период Хэйан конфликтами между разными военными семьями и клан Минамото одержал вверх над родом Тайра, фактический центр власти обосновался в Камакура, хотя номинально Киото продолжал оставаться столицей императорской власти.

Чрезвычайно причудливая, роскошная одежда аристократов хэйанской эпохи меняется и принимает более простую форму.

Сёгун и самураи жили согласно дзэн-буддистским идеалам, и простое одеяние символизировало достоинство.

Женщины из самурайского класса предпочитали простой белый косодэ из «дзюнихитоэ» (дюжины платьев эпохи Хэйан), как основное верхнее платье и соответственно изменили его с предмета нижнего белья. К косодэ, которое было с короткими рукавами (буквально, маленький рукав), пришили рукава, и такое кимоно стало называться осодэ («большой рукав»).
В путешествиях жены самураев не показывали свои лица, а скрывали их под головным убором «итимэ-гаса». Кимоно для удобства перевязывали поясом ниже груди.
К концу периода Камакура женщины из военного сословия начинают носить штаны, которые сегодня известны как хакама.

Эпоха Камакура уступила место правительству сёгунов из рода Асикага, которое располагалось в квартале Муромати Киото. Новые сёгуны делают основной акцент на развитие культуры и искусства. В это время формируется чайная церемония и драма Но. Сёгуны даймё становились покровителями художников, литераторов, талантливых актеров. Столица вновь вернулась в Киото. Даймё в своих феодальных владениях способствуют развитию разных промышленных отраслей и ремесел.

Примерно в это время в Японии появляется текстиль из Китая (династия Мин). В последней четверти Муромати бакуфу (1338-1573) испанские судна привозят в Японию шерстяные и хлопчатобумажные ткани, бархат, что приводит к развитию новых текстильных методов, очень скоро распространившихся по всей стране.

Воины по-прежнему придерживались простого стиля в своей одежде. Для женщин косодэ – будничное платье. В случае торжественных выходов дамы надевали «утикакэ», длинное верхнее кимоно, которое позже станет известно как очень специальное кимоно, а именно свадебное кимоно.

Простые люди носили короткие куртки наподобие хаори.

Последний период эпохи уже отмечен гражданскими войнами, обычным делом в средневековой Японии. С 1560-х великий Ода Нобунага добился контроля над восточной Японией, а его приемник Тоётоми Хидэёси будет править страной вплоть до своей смерти в 1598 году.

Но, несмотря на продолжающиеся войны, присутствовали некоторые положительные моменты. Военачальникам и их армиям необходимо было вооружение, что привело к возникновению гильдий ремесленников и сообществ торговцев.
Результатом явилось то, что хотя и по-прежнему презираемый, класс торговцев приобретает богатство и власть.

К концу эпохи Муромати уже все социальные слои населения носили косодэ в качестве верхнего платья, за исключением официальных церемоний.

В период Момояма (1573-1614) ввели элементы базовой конструкции и методы художественного оформления, которые можно видеть в современном кимоно.

Состоятельные землевладельцы и самураи поднимались к вершинам власти и зачастую желали изменений во всех аспектах жизнедеятельности. И если обычные дамы продолжали носить косодэ, то жены даймё наряжались в более причудливое и сложное платье, украшенное живописью знаменитых художников.

Великий художник своего времени Огата Корин (1658-1716) лично создавал и раскрашивал кимоно. Кроме него, можно назвать Маруяма Окё (1726-1792) и Андо Хиросигэ (1797-1858), украшавших кимоно собственными рисунками.

В японской истории период Момояма считают одним из самых блестящих и продуктивных.
Район Нисидзин (Камигё-ку, Киото) был учрежден как центр текстильного производства, в котором работали примерно 100 000 человек.

В эпоху Монояма была создана новая парча, которую обычно можно увидеть на актерах театра Но «кара-ори», технология изготовления ткани – «цудзигахана», комбинирующая вышитые и покрытые рисунком части с областями, на которые нанесены штампы из фольги.

Ещё один тип кимоно, о котором следует сказать конкретно во временных рамках этого периода – дзимбаори, короткий жакет без рукавов, надеваемый поверх брони, но только высокопоставленными самураями, как признак их статуса. На спине красовался мон феодала (фамильный герб). Форма дзимбаори развилась из дофуку, которые носили знатные самураи, начиная с шестнадцатого века. В начале семнадцатого века дофуку разделился на две формы – хаори – короткая куртка с рукавами и дзимбаори – без рукавов.

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: