Гуок мок – деревянные сабо

27 Окт 2013

Две лодки двигаются преданно друг другу, в параллельном направлении
С драконом на носе и фениксом на корме
Двойные ряды гвоздей
Я перевожу пять влюбленных мальчиков на каждой лодке
И десять из расчета на пару
Но позвольте вас упрекнуть, вы неблагодарный человек!
Извлекаете пользу из меня и забываете меня
Что я?

Гуон мок - деревянные сабоЭта загадка рассказывает об одном из символов Вьетнама – деревянных сандалиях.
Благодаря тому, что во Вьетнаме почти на всей территории жаркий и влажный климат, люди долгое время в истории в сельских районах имели обыкновение ходить босиком. Но в прохладные дни и мужчины и женщины надевали обувь на деревянной подошве (из бамбуковых корней), гуок мок, с прикрепленными к ним ремешками, расположенными вертикально для защиты пальцев, когда отправлялись в гости к соседям или посещали фестивальные мероприятия. Хотя в старинной легенде рассказывается о паре каменных сабо, принадлежащей семейству из Као Банг. Као Банг тогда ещё назывался Ву Динь и находился на территории Ва Ланг, первой страны вьетнамцев (2879 до нашей эры – 258 до на нашей эры). Ву Динь был поделен на девять районов, находившихся в управлении по или лендлорда, каждый из которых владел определенным мастерством. Как-то все землевладельцы устроили соревнование, чтобы продемонстрировать свои умения. Девятый по гордился своим умением вырезать каменные сабо и ему удалось изготовить пару каменных сабо огромных размеров, которые в последующее время соединяли берега реки.

Гуок мокВ китайском историческом отчете чиновника из Гиао Ти (кит. Цзяочжи) есть записи о героине вьетнамского сопротивления против завоевания вьетнамских земель китайским царством У в третьем веке, Ба Чиеу (известная ещё как Чиеу Ау или Чиеу Тхи Чинь), которую называют вьетнамской Жанной д’Арк. «Есть в горах Кыу Тян (кит. Цзючжэнь) женщина по фамилии Чиеу, у которой грудь три тхыок (1.2 метра). Она не замужем, собирает людей и грабит командиров. Обычно носит желтые туники и обувь, изогнутую впереди. Вступает в бой, сидя на голове слона, и обретает бессмертие, когда умирает».

Однако вплоть до правления династии Чан (1225-1400) большинство вьетнамцев не были знакомы с какой-либо обувью вообще. В конце десятого века император Ле Дай Хань ходил только в набедренной повязке и босиком, о чем пренебрежительно упоминает в своем отчете китайский чиновник.

В провинции Фуйен люди изготавливали сабо собственного дизайна, на толстой деревянной платформе с немного загнутыми мысами. Чтобы сабо держались на ноге, ленты из мягкой ткани просовывались через отверстие впереди и пару отверстий по сторонам. Так как платформа была изогнута, узел не терся об землю. Платформа у женских сабо формировалась как песочные часы, а мужские сабо, сабо сампан (кит. «саньбань», маленькая лодка-плоскодонка), имели платформу прямой формы. Обычно сабо изготавливали из светлой древесины и оставляли неокрашенными, тогда как в Хюэ (провинция Тхыатхьен-Хюэ), так же центральный Вьетнам, сабо раскрашивали в черный и коричневый цвет, а на подошве сбоку рисовали светлым цветом треугольник. Сабо главным образом носили зажиточные мужчины и в некоторых районах сабо называли сабо господина. Отсюда и поговорка, указывающая на богатого и спесивого человека: «обутая нога - нога господина».

Гуок мок - деревянне сабоДо 1940-х годов ученики младших классов в государственных школах на юге провинции Бенче носили деревянные сабо. Ещё перед Августовской революцией 1945 сабо, изготовленные в Хюэ, во Вьетнаме называли сабо из столицы (гуок кинь). Прекрасные сабо с подошвой из кокосовой раковины или мягкой древесины, раскрашенные в белый и золотой цвет, с вышитыми ремешками.

В 50-х и 60-х деревянные сабо, которые делали недалеко от Ханоя в деревне Донг До (округ Тханьчи) и в деревне Ке Зэй (провинция Хатэй), привозили в Ханой разрисовывали и затем успешно продавали, поскольку обувь была чрезвычайно популярна среди молодых женщин.

Сабо, которые долго не слышны
На выровненных деревьями улицах
И весна наступила, и яблоки опали
Я помню звуки вашей цитры.

В 1970-х годах стильные и удобные пластиковые сабо потеснили по популярности деревянную обувь, которые, тем не менее, могли предложить необычные возможности. Например, туристы, которые везли деревянные сабо в качестве сувениров, просверливали в них дырки и прятали в них драгоценные камни из Вьетнама.