Китайские обереги дома
Чтобы противостоять любым вероятным воздействиям со стороны злых сил или некими недостатками по фэн-шуй, любая семья, в соответствии с древнейшей даосской практикой, может установить множество объектов защиты.
Вацзянцзюнь, «Генерал черепичной крыши» - глиняная фигурка, которую в соответствии с руководствами фэншуй нужно поместить на крыше, чтобы нейтрализовать любые отрицательные влияния с соседних крыш или стен. Вацзянцзюнь всегда из глины, по характеру он принадлежит Земле и не может быть из дерева, поскольку Дерево преодолевает Землю.
Зеркало, особенно с вогнутой поверхностью, часто вывешивается выше дверного проема. Считается, что призрак сбежит, если увидит собственное изображение. Поскольку зеркало инвертирует изображение признака, то оно помогает «перевернуть» любые недобрые влияния.
Инь фу цзы - ещё один китайский оберег дома. Иногда в доме вывешивается кусок ткани с официальной печатью - инь фу цзы. В императорские времена официальные документы имели абсолютную власть. Вследствие этого простые неграмотные люди находились «во власти» китайских иероглифов. Наделенную магической властью для людей письменность даосисты придали духовный характер. Таким образом, многие надписи на амулетах напоминают официальные императорские документы старых времен. Значение таково: команда, воздействующая главным образом на злые силы якобы дана очень обожествленным высокопоставленным лицом, таким как Лао-Цзы, или божеством грома.
Дверные Боги (мэньшэнь) - изображения бессмертных, божеств, генералов - очень популярная сейчас форма защита, их развешивают всюду по дому. Каждый член группы Восьми Бессмертных (басянь) наделен специальными волшебными полномочиями, влияющими на благополучие в жизни человека.
Инби (стена призрачного образа) - экран перед выходной дверью в доме, во внутреннем дворе. Старые люди по-прежнему верят, что их дома могут посетить призраки, а поскольку призраки путешествуют по прямым линиям, инби – барьер, который придется обогнуть, чтобы попасть во внутреннее пространство. Вообще, можно сказать, что инби, по сути, психологический намек на древних духов, которые, проникнув в дом, могут принести с собой бедствия, несчастья, нужду, страдания.
Инби (или чжаоби) может быть изготовлена из разных строительных материалов, из камня, древесины, кирпича, или глазурованной плитки.
Инби устанавливали в Китае уже во времена правления династии Западная Чжоу (1050 -771 годы до нашей эры), о чем свидетельствуют обнаруженные археологами остатки стены конца этого периода в провинции Шэньси.
В античные времена китайской истории инби, прежде всего, свидетельствовала о высоком положении в обществе. Согласно системе ритуалов в Западной Чжоу инби устанавливались только перед дворцами правителей, особняками аристократов, перед храмами. Кроме основной функции, препятствовавшей любому постороннему любопытствовать, что же там происходить за стеной, инби использовалась для того, чтобы визитер мог привести себя немного в порядок, прежде чем вступить во внутренние покои. В частных домах инби появились намного позднее и главным образом в северных регионах страны, перед домами, состоящими из четырех построек, известными как сыхэюань.
В Китае находятся три архитектурных сокровища - три стены Девяти Драконов (цзюлун) из глазурированного кирпича семи цветов. С двух сторон стены изображены Девять Драконов, которые играют с жемчугом в облаках. В городе Датун (провинция Шаньси) находится самая большая стена, она располагалась перед особняком тринадцатого сына первого императора из династии Мин Чжу Юаньчжана. Роскошная стена Девяти Драконов, принадлежащая дворцу при династии Мин, сейчас находится в парке Бэйхай в Пекине. Третья подобная
стена установлена перед воротами Хуанцзи (Хуанцзимэнь) в Запретном городе. Помимо них, есть также экраны с одним, тремя или пятью драконами в разных частях страны. Инби находятся в каждом из внутренних дворов Запретного Города: из древесины, мрамора или глазурованной плитки, но неизменно превосходной работы, с резьбой благоприятных символов – удача, счастье, долголетие, богатство и тому подобное.
Во времена правлений династий Мин и Цин, особенно в провинции Шаньси, очень была распространена резьба на инби и в некоторых туристических зонах можно любоваться стенами с великолепной резьбой. Хотя, безусловно, не всем стенам повезло в силу исторически сложившихся обстоятельств в середине прошлого века в Китае, недружелюбных по отношению к своей культуре.
Инби, помимо практической пользы (с точки зрения фэн шуй) - представляет собой совокупность нескольких видов искусств, представленных в одном целом. Архитектура, скульптура, резьба, каллиграфия, живопись, духовная культура- это драгоценное культурное наследие китайского народа, неотделимое от традиционной китайской мысли.