Рангда — воплощение зла?

29 Авг 2012

Рангда - королева леаков -  без сомнения, самый интересный мифологический персонаж Бали. Поедающее детей  кровожадное существо, практикующая черную магию  ведьма.

 Остров Бали, где широко развит индуизм и Рангду тесно связывают с воинственной индуистской богиней Дургой, и другой богиней, Кали - разрушительницей, богиней преобразований и покровительницей индуизма.

Рангда - очень важный характер для балийской культуры и мистерия, рассказывающая о борьбе Рангды с Баронгом или с Аирланггом не просто популярная визуальная достопримечательность Бали, это обязательная священная традиция.
Рангду изображают главным образом как обнаженную старуху, с длинными косматыми волосами, отвислой грудью и острыми когтями. Лицо (маска) ужасающая - с выпученными глазами и свисающими до живота языком.

Воспринимая Рангду как персонифицированное зло (Баронг-добро), в некоторых частях Бали её считают покровительствующей силой, подобно Кали – доброжелательной богине в Западной Бенгалии, штате Ассам или Керале. Цвета Рангды – белый, черный, красный - идентичные цветам Кали.

В некоторых интерпретациях Рангда связывается с яванской принцессой Махенддрадатта, сосланной за занятия колдовством в джунгли супругом, царем Дхармодаяна. Исторические обстоятельства смешались с мифологией. В истории о Махенддрадатте рассказывается, что она вместе со своими леаками продолжала мстить и уничтожила половину царства, в то время принадлежащего уже её сыну от Дхармодаяна - Ерлангге (Аирлангга).  Махенддрадатта, прежде чем была побеждена святым человеком - учителем Ерлангги, -  наслала на жителей эпидемию. Имя Рангда переводится как «вдова».

Одна из причин недовольства по отношении к Ерлангге заключалась в том, что красивую дочь Рангды Ратну Менггали никто из благородного сословия не хотел брать замуж из-за страха перед старой ведьмой.

В некоторых деревенских храмах на Бали проходят ритуальные церемонии с участием Рангды.

 Ближе к полночи во дворе храма собирается толпа, главным образом женщины. Они садятся вокруг человека, который, как может показаться, находится в состоянии транса. Рядом с ним сидит священник храма (пемангку), концентрирующий всё своё внимание на ладане, горящем в глиняной жаровне перед человеком в чудовищной маске с огромными клыками и свисающим языком. У людей, которые пришли в храм, в жизни наступила полоса невезения и они просят у Рагды покровительства. Медиум (человек в маске Рагды) начинает дергаться, злиться, прилагает болезненные усилия, чтобы выдавить из себя несвязные стоны, которые с огромным вниманием слушает священник и монотонно переводит как послание Рагды. Вначале она требует определенные подношения, затем упрекает деревенских жителей за то, что они совсем не хотят исполнять Салон Аранг (Tjalon Arang) - мистерию, в которой представлены триумфальные победы Рагды. В конце церемонии музыканты начинают играть и Рангда танцует. После чего человек выходит из транса, а Рангда, по всей видимости, возвращается к себе домой, на самую высокую точку Гурунг Агунг (гор Агунг).

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: