Коясу-сама и Дзидзо — покровители детей и матерей
В Японии много божеств, которым поклоняются из-за их возможности благословлять, защищать от бедствий и болезней детей. Божественные покровители часто появляются в современных историях и мультипликационных фильмах. Некоторые из них, имея корни в индуистских мифах, были включены в буддистский пантеон, другие родились из местных синтоистских традиций. За столетия многие божества, благодаря слиянию двух религий, разделяют общие признаки. Например, синтоистская богиня Коясу-сама, покровительница легких родов, беременности, здорового роста и развития детей, имеет буддистских двойников Коясу Каннон, Коясу Дзидзо, Дзибо Каннон, Коясу Кисибодзин, даже и христианская форма Мария Каннон.
Святыни Асама (Святыни Сэнгэн) посвящены мифической принцессе Конохана Саккуя Химэ (Коноханасакуя или Коясу-сама), синтоисткое божество Фудзияма и цветов сакуры.
В Японии более 1 000 святынь Асама с главными святынями, расположенными у Фудзияма. Она смогла забеременеть за одну ночь и родила трех детей, в то время как все вокруг было охвачено огнем. В ряде мифов она погибла в огне и таким образом уподоблена недолговечной красоте вишневых цветов (Конаха - цветок дерева). В Нихонги сказано, что Конохана Саккуя Химэ спаслась, а бамбуковый нож, которым она отделяла пуповину младенцев, позже превратился в бамбуковую рощу.
Согласно Кодзики и Нихонги Ниниги (внука богини Аматэрасу) встретил прекрасную деву Сакуяхимэ на Мысе Касаса и, немедленно влюбившись, попросил руки у отца девушки земного ками Оямацумэ. После первой брачной ночи Сакуяхимэ немедленно забеременела и попросила Ниниги сделать соответствующие приготовления, так как она будет рожать не обычного человека, а ребенка небесного ками (амацуками). Ниниги, однако, засомневался, как такое возможно было забеременеть за одну ночь, и пришел к мнению, что, скорее всего это не его потомство, а какого-нибудь земного ками (куницуками). Оскорбленная и разгневанная обвинениями Ниниги, Сакуяхимэ вошла в родильную хижину и подожгла её силой своей клятвы, в которой было сказано, что ребенок ни в коем случае не пострадает, если он рожден от небесного ками.
Одно из самых любимых японских божеств - Дзидзо. Дзидзо воплощает высший духовный оптимизм, сострадание, и универсальное спасение. Дзидзо покровительствует душам в аду и ослабляет страдания детей, чьи души отбывают срок в Сай но Кавара, реке душ в чистилище. Дети в этом царстве обращаются к состраданию Будды и строят небольшие каменные башни, складывая камень на камень. Но демон из преисподней постоянно железной палицей разбрасывает камни и разрушает башни. Дзидзо приходит на помощь детям и в одной истории сказано, что скрывает он их в рукавах своей одежды.
У Дзидзо две формы – Мидзуко Дзидзо и Коясу Дзидзо, покровитель нерожденных детей и покровитель легких родов.
Коясу Дзидзо в современные времена часто изображается с ребенком в руках или детьми, которые сидят у него на коленях или в ногах. Коясу Дзидзо поклоняются во многих японских храмах, включая Тацуэдзи (Сикоку), построенному в 747 году по указу императора Сёму. Император также заказал статую Дзидзо, которую назвали Коясу но Дзидзо, к которой обращались с мольбами помочь в родах беременной наследной принцессе. Знаменитый монах Кобо Дайси (774-835) посетил позже храм и изготовил большую статую, которая стала главным объектом Тацуэдзи.
Ещё очень известный в Японии храм Коясудзан Обитокэ-дэра в Нара (Храм Развязывания Пояса). Храм построили в 851 году по заказу Фудзивара но Акико для супруги императора Монтоку (император Монтоку являлся племянником Фудзивара но Ёсифуса, первого в истории Японии сэссё или регента), чтобы помочь ей переносить тяжелую беременность. Статуя Коясу Дзидзо в храме относится к периоду Камакура.
Логично, конечно, что Дзидзо вначале в большей степени связанный с женщинами, беременностью, детьми и изобилием, в своем имени заключает тот же смысл. Слово Дзидзо переводится как «лоно земли» (источник земли). Наряду с Каннон Босацу (Божество Милосердия), Дзидзо почитают как спасителя женщин и детей. Во всех своих многочисленных формах Дзидзо уважают женщины и обращаются к нему за помощью вплоть до вопросов, связанных с воспитанием и трудностями, возникающими в отношениях между матерью и ребенком.
Дзибо Каннон, в буквальном значении «сострадательная мать». Другие переводы «Богиня Материнской Любви», «Милосердная Мать», «Нежная Мать». Женская форма Каннон. Изображается как женщина, одетая в одежду белого цвета с малышом в руках. Такой стиль иконографии возник в Китае в 14-15 веках, и божество известно как форма Гуаньинь (Дарующая ребенка Гуаньинь), но в Японии не известная до времени Токугава. Дзибо Каннон была приспособлена японскими христианами, вынужденными скрывать свои религиозные предпочтения, под Деву Марию или правильнее сказать, Деву Марию маскировали под статуи Дзибо Каннон.