Китайская керамика Санкай

18 мая 2010

Одним из самых блестящих вкладов в истории развития керамики является техника Санкай, восходящая к династии Тан. Никакая прежде династия и ни одна после, ни оказалась настолько продуктивной в производстве великолепной художественной формы. Санкай, тип керамики, в которой для декоративного украшения используются разные оттенки цветов, и не обязательно «санкай» (три цвета) означает, конкретно три цвета. Скорее термин обращается к определению разноцветный. Элементы керамики Санкай в ходе археологических раскопок были найдены во многих богатых захоронениях периода династии Тан. Художники эпохи династии Тан экспериментировали, смешивая многообразные цветовые оттенки глазури. Трехцветная техника глазури связана со свинцовой одноцветной глазурью, с которой работали в предыдущие исторические промежутки. Цвета фактически основаны на трех определенных окисях; железо, производящее оттенки цвета желтого, кремового, янтарного, светло- коричневого, медь – зеленый и иногда коричневый цвет и очень редко кобальт – синий цвет.
На Западе керамика в технике «санкай» упоминается как «яйцо и шпинат»

Китайцы использовали предметы в технике санкай при трех отличительных обстоятельствах. Для погребения вместе с богатыми людьми, для жертвенных ритуалов и для домашнего обихода.
Погребальные объекты могли представлять все то, что окружало человека при жизни. Начиная с искусственных гор, моделей домов, повозок, статуэток, изображавших воинов, слуг, танцовщиц, музыкантов. Было изготовлено много статуэток животных, верблюды и лошади, козы и свиньи, тигры.

Для ритуалов делали курильницы, подставки для подсвечников, звонки, чаши для сбора милостыни. В обычной жизни, для каждодневного пользования, это была посуда, типа контейнеров для пищи, сосуды для вина, фляги, коробы всех типов. Но все эти предметы, в том числе отправлялись и в захоронения. Самое большое число изделий в технике санкай находят именно в захоронениях.

Наиболее известные работы китайского искусства в технике санкай - керамические лошади, глазурованные синим (только 5 %), зеленым, янтарным цветом, имеющие сложные, детально разработанные попоны, сёдла, кисточки на уздечках. Ещё один тип моделей выполнен из неглазурованной керамики. «Кобальтовых» лошадей можно встретить очень редко. Кобальт импортировали из Ближнего Востока, и был он ценнее золота. Такие лошади приравнивались к самому высокому рангу.
Лошади часто представлены в непростых положениях; с поднятой головой, с раздувающимися ноздрями…

В Китае династии Тан лошадей покупали на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Они стоили безумных денег, и для людей лошадь воплощала богатство и власть. Иметь лошадь могли только очень богатые и высокие по положению люди. Прекрасные животные вдохновляли поэтов, композиторов, художников на создание бессмертных произведений.

Лошади династии Тан, на сей раз керамические, но тоже стоят сумасшедших денег. Относительно обычная статуэтка, неглазурованная, на аукционе Кристи последний раз была продана за 266 500 $. Самая высокая сумма, когда- либо заплаченная ха китайскую керамическую лошадь составила 6,1 $

Один комментарий

  1. kinka

    Удивительно, но в этих керамических фигурках есть то-то очень близкое… белорусским керамическим традициям. Конечно, есть «тематические отличия». Ни за что бы не сказала, что это японские произведения!