История традиционного ремесла кокэси
Кокэси – японская кукла чрезвычайно упрощенной формы. Состоит она из головы и корпуса, но при этом наделена очаровательной красотой. А все благодаря создателям - честным и наивным людям, работающим в окружении естественных природных красот в горных деревнях префектуры Мияги.
В Японии, где происхождение самой страны легендарно, мифов о кокэси существует в изобилии. Некоторые даже уверены, что предок кокэси кибоко (деревянный ребенок)– ивовые прутья со стружкой, приложенной к вершине, что напоминает гриву, и расколотые на две части, как конечности куклы. Кибоко (во множественном числе - нуса, в единственном числе инау) то, что айну, традиционные анимисты размещают на алтаре, чтобы души убитых ими животных отправились обратно в леса и благодарят богов прежде, чем начать есть.
Конечно, всё возможно, но известная история кокэси началась в гористых областях Тохоку в период Эдо. Согласно указам в правлении сёгуната использование лесных ресурсов ограничивалось исключительно нуждами для строительства домов и в качестве топлива. Случайно монкутарэ кидзиясан (честный плотник) обнаружили, что деревянные отходы заслуживают гораздо лучшей судьбы, чем кухонный очаг и стали изготавливать игрушки для детей, таким образом, развивая традиционное художественное ремесло (дэнто когэи) – кокэси.
Оттачивание ножом занимало много времени, и кидзи-си, возможно в попытке улучшить качество кукол, устроил примитивный токарный станок. Как считается, первые кидзи-си (или рокуро-си) были иммигрантами из королевства Силла (Корея), переехавшие в Японию в 4-5 веке.
Постепенно мастера научились выбирать самую подходящую древесину для нового искусства (вишня, кипарис, кизил, хурма, груша, бамбук), обзаводились учениками (минараи). Ремесленники развили лучшие способы повернуть, полировать каждую часть будущей кокэси, за чем наблюдали и ученики, хотя всегда мастер сохранял для себя привилегию моделирования кукол. Другие мастера, восхищаясь мастерством одного создателя, в процессе конкуренции сами становились основоположниками новых стилей.
Название деревянной японской куклы изменяется в зависимости от места. В Фукусима - «кидэко» (ки=деревянный, дэко=тип куклы). В Мияги – «кибоко» (ки=деревянный, боко (хоко)= ползающая кукла. Кокэси – название куклы в Сэндай (ко=маленький, возможно и деревянный), кэси от кэси-нингё, маленькой куклы из терракоты, которую делали в окрестностях Сэндай. Кокэси как репрезентативное имя было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров кокэси, общее значение - деревянная маленькая кукла.
Не совсем известно, какое место точно считается родиной кокэси. Возможно Тогатта, восточная сторона горы Дзао (в префектуре Мияги), где производство кокэси поставили на коммерческий поток в период Бунка-Бунсэй эры Эдо. В Цутию (префектура Фукусима) и Наруго (префектура Мияги) кокэси начали изготавливать в следующий период Тэмпо.
В наши дни одиннадцать признанных центров представляют аристократию кокэси, называясь соответственно по местам, где они развились. Ядзиро-кокэси. Тогатта-кокэси. Наруго(наруко)-кокэси. Цутию-кокэси. Намбу-кокэси. Кидзияма-кокэси. Сакунами-кокэси. Ямагата-кокэси. Хидзиори-кокэси. Дзао-кокэси. Сэндай известен как столица кокэси (до землетрясения 2011 года). Пять видов традиционной куклы производят непосредственно в префектуре Мияги - наруко кокэси, сакунами кокэси тогатта кокэси, ядзиро кокэси и хидзиро кокэси.
Кокэси Осин - современная кукла Син Танокура появилась в ответ на невероятную популярность показанных в 1980-х годах по телевидению коротких серий (297) об истории жизни Син Танокура, которую называли Осин (древняя японская фамилия), матери известного японского бизнесмена Кадзуо Вада, организовавшего сеть супермаркетов «Яохан». После фильма появилось аниме, основанное на первых сериях фильма, молодых годах Осин. Тут уже фанаты аниме затребовали куклу, которая и была создана художниками Мамору Иидзу и Тору Иидзу.
Многие туристы используют название кокэси для идентификации других деревянных кукол и игрушек, некоторые из которых в действительности очень изящные предметы, но гордые знатоки несколько презрительно называют их сосаку, киндаи… «обычными подарками»
С кокэси связано немало любопытных легенд.
Возможно, что они использовались в качестве амулетов изобилия. Говорят, что кокэси являлись талисманами от пожаров и другого зла, исходя из того, что многие куклы изготовлялись из мидзуки (водное дерево) или кизила с его очень твердой древесиной.
Владельцы онсэнов использовали кокэси в качестве омияги/сувениров, чтобы таким образом вознаградить постоянных клиентов.
Маленьким девочкам с детства приучали к материнским заботам, кокэси употреблялись для обучения омбу (перенос ребенка на спине).
Для женщин, потерявших неродившихся детей, кокэси представлялись неким утешением.
В любом случае существует одна печальная реальность, когда каждый год многие красивые кокэси заканчивают свои жизни в священном костре в одном из известных японских храмов. Таким образом благодарят ками кукол за то, что они радовали своих владельцев, и в то же время освобождают (при сжигании куклы) людей от тщетных желаний.