Птицы и цветы в китайском искусстве
Жанр китайской живописи птицы-и-цветы - хуа-няо – появился в далеком прошлом Китая. Изображения цветов и птиц на керамике, бронзовых сосудах, птица Феникс на шелке известны с периода Сражающихся царств (7-4 века до нашей эры). Первые узоры и изображения были достаточно простыми, но со временем они превратились в детализированный и важный жанр живописи, представленный разными высокоразвитыми методами, школами, солидной теоретической подготовкой.
Согласно китайской традиции, жанр хуа-няо охватывает «цветы, птицы, рыбы и насекомые (хуа, няо, юй, чун). Таким образом, он имеет дело с широким диапазоном природных мотивов, включая цветы и растения, рыбу, насекомых птиц, животных, включая домашних животных.
Самостоятельным жанром он не был до середины и даже до конца периода правления династии Тан (618—907). Безусловно, интересно проследить эволюцию жанра, как изначально он выступал только в качестве орнамента для повседневной утвари, затем как символические, метафорические и аллегорические элементы на фоне картины с изображением человеческих фигур и, наконец, как автономные сюжеты.
Артефакты (бронзовые сосуды), обнаруженные в ходе археологических исследований, периодов династий Ся, Шан, Чжоу имеют стилизованные декоративные узоры птиц. В период Пяти династий, в царстве Ян, мотивы распространились мотивы птицы и цветы появляются на шелке.
Птицы и цветы в картинах с человеческими фигурами символизировали настроение, эмоции, темперамент изображенных людей. Персонажи редко смотрят друг на друга, в изображениях присутствует связь человека с цветком, деревом, птицами.
Однако, несмотря на то, что Птицы-и-Цветы стали самостоятельным жанром, мотивы сохранили свои символические функции и всегда использовались в последующие времена в таком контексте.
Зрелости и расцвета жанр достиг при династии Северная Сун (960-1279). В последующие периоды (династии Юань, Мин, Цин) хуа-няо вошел в сферу чистого искусства, воплотившего эволюцию идей и традиционное мышление.
Однако, стоит отдать должное, именно период Пяти династий явился решающим этапом в формировании жанра в качестве одного из трех основных стилевых направлений китайской традиционной живописи - наряду с пейзажной живописью (горы-и-воды) и портретом.
Известными художниками, повлиявшими на становление жанра, были Хуан Цюань и Сюй Си.
Хуан Цюань развил натуралистический стиль известный как сешэн (изображение живой природы) для живописи с птицами. Стиль был принят профессиональными живописцами, работавшими в основном для императорского двора династии Сун в Бяньляне (современный Кайфын). Император Хуэйцзун, чрезвычайно увлекавшийся искусствами, стал покровителем изящного стиля живописи. Хуэйцзун сам был одаренным каллиграфом и живописцем, некоторые его художественные произведения служат ориентирами в китайском искусстве.
Выдающиеся живописцы, как Цуй Бай, возвели китайскую живопись на высочайший уровень, когда художник преследовал уникальную цель - придать изображению натуральное чувство движения.
Цуй Бай прославился, прежде всего, картинами животных и растений. Уроженец провинции Аньхой в какой-то момент своей жизни он переехал в столицу Бяньлян и был принят императором Хуэйцзуном на должность придворного художника, который бесконечно восхищался его произведениями.
Цуй Бай в сегодняшние дни известен двумя картинами, изображающими сорок и воробьев, в которых ясно замечена эта тенденция движения.
Картина «Сороки и Заяц» (Музей императорского дворца, Тайбэй), также известная как «Двойное Счастье», поскольку «две сороки» на путунхуа (северокитайский язык) произносятся также как «два счастья». Вероятнее всего живопись предназначалась куму-то в свадебный подарок.
Второе произведение - «Зимний Воробей», хранящийся в Дворцовом музее в Пекине.
Захватывающим шедевром, ярчайшим примером «чувства движения» является произведение знаменитого пейзажиста, его называют лучшим пейзажистом одиннадцатого века, Го Си «Ранняя весна».
Ещё один яркий образец - Лю Цай «Плавающая рыба на фоне опавших цветов».
Традиция Птицы-И-Цветы оформилась в двух главных направлениях, а именно: Гун би – реалистичная и очень дотошная техника, придававшая живописи реализм и декоративность одновременно, в ней художники сосредотачивались на мельчайших деталях. Техника развивалась в большой степени благодаря творческому влиянию семьи художников Хуан (Хуан Цюань упомянут был выше, его сын Хуан Цзюйцай - большой эксперт в птицах-и-цветах и горах-и-водах).
Другое стилистическое направление - сеи («живопись идей», свободный стиль) – экспрессионистское, импульсивное. Основоположник его является Сюй Си, современник обоих Хуан во времена периода Пяти династий.