Андо Хиросигэ — мастер искусства укиё-э
В центре внимания мастеров гравюры укиё-э было несколько тем, среди которых: красивые женщины, главным образом куртизанки (бидзинга-э), популярные актеры театра Кабуки, в том числе занятые в театральных сценах (якуся-э), любовных, «птицы и цветы» (катё-га) и ещё несколько.
Хокусая считают пионером пейзажных изображений в гравюре укиё-э. Однако появление Утагава Хиросигэ (или Андо Хиросигэ) на художественной сцене грозило поколебать известность Хокусая как единственного и непревзойденного гения пейзажа.
Андо Хиросигэ родился в 1797 году в Эдо, в семье самурая Андо Гэнъэмона. Отец Хиросигэ был самураем-начальником в ранге "досин" (должностное лицо в противопожарной организации, в обязанности которой входила защита замка Эдо от пожаров, наследственный держатель). Хиросигэ, в свою очередь, вначале просто был должностным лицом при управлении отца, а после смерти Андо Гэнъэмона стал "досин". Вслед за отцом ушла в мир иной и мать Хиросигэ.
Одна из версий, почему Хиросигэ решил стать художником, предполагает, что самурайское положение и работа в пожарной команде давало стабильную работу, но в отношении оплаты она не могла удовлетворить потребности. Это якобы заставило его изучать ремесла, чтобы увеличить доход. Но не надо забывать, что работа пожарным не занимала слишком много времени, он был занят лишь периодически и прекрасно мог совмещать любовь к рисунку и унаследованную должность.
Хиросигэ с детства мечтал стать художником и в 1806 году уже продемонстрировал незаурядные способности в работе «Сёгун с островов Рюкю». В возрасте 15 лет в 1811 Хиросигэ становится учеником известной школы живописи Утагава, возглавляемой Тоёхиро Утагава, хотя при первой попытке поступить в школу, его не приняли.
Спустя год - вместо обычного периода в 2-3 года - Хиросигэ разрешили взять имя Утагава, и с тех пор он стал известен как Утагава Хиросигэ.
В одной легенде говорится, что на решение стать художником укиё-э повлияли гравюры Хокусая.
Но достоверно известно, что через год после оглушительного успеха «36 представлений горы Фудзи» Кацусика Хокусая Хиросигэ переложил свои наследственные обязанности на брата Тэцудзо в 1823 году, чтобы целыми днями посвящать себя искусству.
Тэцудзо в 1832 году передал пост пожарного сыну Хиросигэ.
Скорее всего, не было и того, что два художника конкурировали между собой за одних и тех же клиентов.
До того момента, как Хиросигэ увлекся пейзажами в искусстве укиё-э, он занимался книжной графикой - тем, чему научил его учитель, писал портреты красавиц, изображал птиц и цветы, был известен в жанре хайга (стихи-картины).
Пейзажи Хиросигэ основывались на рисунках, которые художник делал во время своих путешествий. В частности он работал экстенсивно в жанре мэйсё-э (картины известных мест).
Во время периода Эдо туризм находился в стремительном развитии, а гравюры Хиросигэ способствовали увеличивающемуся интересу к путешествиям.
Среди серий, сделавших имя Хиросигэ прославленным – «Знаменитые виды Восточной столицы», «Пятьдесят три станции Токайдо», «Знаменитые виды Киото», «Шестьдесят девять станций Кисокайдо», «Восемь видов провинции Оми», «Восемь видов Канадзавы», «Знаменитые виды более шестидесяти провинций».
В то время стиль Хиросигэ не был столь смелым и новаторским, как стиль Хокусая, но его гравюры привлекали поэтическим, нежным настроением, обращением к обычному человеку. В пейзажах Хокусая идет снег или дождь, в них проливается лунный свет или они окутаны туманом.
Хиросигэ использовал выгодные места для визуального восприятия, сезонные приметы и необыкновенные цвета. Он приспособил к традиционному стилю западные принципы перспективы и удаляющиеся пространство, чтобы добиться реалистической глубины.
Многие искусствоведы ставили качество поздних работ Хиросигэ под сомнение и, возможно, это связано с тем, что он слишком быстро создавал свои произведения, чтобы удовлетворять требованиям потребительской аудитории.
Но художник никогда не жил в финансовом комфорте, даже в последние годы своей жизни.
В 1856 году Хиросигэ «удалился из мира» и стал буддистским монахом. Он умер по время эпидемии холеры в Эдо в возрасте 62 лет в 1858 году и был похоронен в дзэн буддистском храме в Асакуса.
Перед смертью Хиросигэ написал:
«Я оставляю свою кисточку на Востоке
Чтобы отправиться в свое путешествие
Я увижу известные места в Западной Земле».
"Западная Земля" в этом контексте относится к Токайдо - дороге между Киото и Эдо, но, может быть, это ссылка на Западную Землю Амида Будды.
Искусство Хиросигэ не меньше, чем творчество Хокусая, повлияло на европейских художников - Моне, Ван Гога, которые были впечатлены не только цветами, но и новыми перспективами, «живым» отображением ветра, дождя, создававшие атмосферу в произведениях искусства. Ван Гог, называвший Японию «землей синих тонов и ярких цветов», скопировал две работы Хиросикэ из серии «Сто Знаменитых Видов Эдо». Он воспользовался гравюрой «Сливовый Сад в Камэидо» и переименовал его в «Цветущую Сливу», а «Великий Мост. Внезапный ливень в Атакэ» превратился в работу с названием «Мост в дожде».
В современные дни многие произведение Хиросигэ сохраняются в главных музеях Токио, Лондона, Нью-Йорка, Бостона и частных коллекциях.
Его наследие насчитывает более 8 000 работ: примерно 4 000 гравюр, 2 000 рисунков, 2 000 картин.