Ханакаго: корзины для икэбаны
Каго или корзины были частью повседневной жизни Японии в течение многих столетий. И большой вопрос, что сделать сложнее - корзину ханакаго или, к примеру, панно из мозаики.
В плетении корзин японцы традиционно использовали бамбук, что связано с его доступностью. Красота бамбука сопровождается превосходными качествами прочности, гибкости. Как и в остальной части юго-восточного региона, бамбук был и остается важной категорией японской культуры.
Типы бамбуковых корзин в Японии кажутся бесчисленными. Из-за характерного горного ландшафта для человека самым удобным выходом было нести разнообразные товары на теле и корзины делались, чтобы соответствовать разным частям тела. Корзины для кухни (решета, сита, ковши, подносы, держатели для посуды, пароварки и так далее), корзины для сельскохозяйственных и фермерских работ (кроме разных переносных корзин, корзины для кур, ловушки для рыбы, подносы для тутового шелкопряда и так далее и тому подобное), неисчислимое количество видов.
Ханакаго - бамбуковые корзины для икэбана – то, что в очередной раз отражает созидательный гений японцев, умеющих творчески ассимилировать заимствованные идеи и творить собственные формы искусства. Буль то изготовление художественного панно, создание бонсай или чего-то иного - все эти формы японского творчества неоценимы для мирового культурного наследия. Япония всегда извлекала пользу из традиций других стран, в особенности Китая. В древние времена представители аристократии изучали и исследовали многие элементы богатейшей культуры Китая, прежде всего, для образования, престижа. Сохраняя политическую независимость, японцы признавали культурное превосходство Китая, и усваивали не только религию, но также постигали многие формы искусства, живопись, изделия из бронзы, керамику, лаковые изделия и плетение.
К шестнадцатому веку японская ритуальная чайная церемония стала организованным социальным сбором для монахов, высокопоставленных воинов и аристократов. Особенное внимание на чайных ритуалах уделялось философии, эстетике и этике в подготовке и обслуживании зеленого порошкового чая (маття).
Чайная церемония тесно связана с икэбана, светской формой искусства, в которой тогда поощрялось использовать плетеные корзины из Китая и других юго-восточных стран. Цветы в большей части устраивались в импортированных сосудах из бронзы и керамики, но декоративные корзины были тоже очень популярны. Корзины для цветов показывались как произведения искусства в специальных альковах, известных как токонома. Первые китайские корзины (карамоно или китайские вещи) опознавались своей классической симметрией, узкими полосками бамбука переплетенного в сложные узлы, стежки. Со своего появления как объекта чайной церемонии, начинают плести в Японии и собственные корзины. Развитие ремесла продолжалось постоянно, но только в середине двадцатого века, Ханакаго получило статус уже не ремесла, а искусства, хотя не считающееся в Японии традиционным искусством.