Зарождение современной икэбаны
В период Мэйдзи (1868-1912) все перечисленные стили были восприняты как консервативные. В Японию стали активно проникать влияния западной культуры, модернизируя, в том числе, искусство аранжировки цветов.
Икэбана в 19-ом и 20-ое столетие более выразительна и в ней находят применение различные виды материала для создания композиции. Результатом явились стили современной икебаны - нагэирэ и морибана. Нагэирэ и морибана (стиль морибана и стиль хэйка развиты школой Охара) могли использоваться и в традиционных японских и в ориентированных на запад комнатах.
В стиле морибана, под влиянием появившихся новых западных цветов, стремились воспроизвести садовую сценку, определенный пейзаж в пределах сосуда. Для морибана (сложенные цветы) используется мелкий плоский сосуд, растения вставляются на кэндзан (меч-гора) или «остроконечную лягушку» - специальный держатель с множеством игольчатых стержней или держатель с открытыми гнездами (сиппо). Важной особенностью стиля морибана являются естественные формы, россыпь красивых цветов, допускаются в стиле и полевые цветы. Существуют разнообразные типы морибана в зависимости от длины и наклона первичного, вторичного и орнаментального стебля. Самым распространенным считается вертикальный стиль, отражающий ощущение стабильности, основательности. При взгляде сверху три стебля формируют треугольник, а цветы размещаются внутри него. Стиль хэйка (школа Охара) создается в высоких, глубоких вазах, горшках.
После Второй мировой войны икэбана стала признаваться многими как искусство и как следствие появились авангардистские стили икэбана. Проволока, металл, камень применялись вместе с цветами, и порой сложно было отличить икэбана от скульптуры.
Движение, которое породило стиль Дзиюка, творческий стиль, свободный от правил традиционной икэбана. Но вместе с тем стили с классическим происхождением, рикка и сёка испытали возрождение. Симпутай сёка (стиль нового ветра), яркий и современный, похожий по своей концепции на симпутай рикка (выразительный стиль, не следующий строгим правилам классической икэбана), появился в 1977 году благодаря 45 потомственному директору школы Икэнобо Сэнъэй. Две ветки (сю и ё) противопоставляют друг другу гармонические качества и третья часть композиции (асирай) добавляет последний штрих, чаще контрастным цветом.