Икебана: история школы Икэнобо

25 Сен 2011

«Икебана - это не обычная цветочная композиция, это искусство, которое принадлежит не только Японии, а всему миру» Софу Тэсигахара.

Икебана – прекрасное искусство, которое приносит в закрытое помещение очарование и радость природы – лесных пейзажей, цветущих садов, благодатных долин, священных гор, морских берегов, тихих озер. Природа не только источник существования человека, она определяет жизненный дух красоты, растения и цветы даруют эту красоту. Таким образом, благодаря икебана, природа всегда рядом, икебана не только украшает дома, она дарует духовный смысл.

В начале седьмого века послание Будде разожгло страсть в сердцах обожающих при роду японцев. Эмиссар принца Сётоко, возвратившись из Китая, привёз новую для японцев идею: составить цветочную композицию для Будды. Таким образом, икебана появилась в Японии как своего рода ритуальное предложение, организованное в буддистских храмах Японии и как средство достижения безмятежности души. Согласно такому принципу цветы и ветви были сформированы, указывая на небеса как источник веры. Человека, который предложил первый «заняться» флористикой, звали Оно-но-имоко, он был талантливым живописцем и скульптором. Глубоко проникнутый идеей буддизма он удалился из мира и проживал рядом с озером Икэ, в окрестностях Киото, стал священником (бо), посвящая свою жизнь непосредственно задаче воскрешения сил души природы своими предложениями в Роккаку-до. Храм основан принцем Сётоко, чтобы сохранять в нём статую Нёирин Канон, Божества Милосердия (официальное название храма Сиундзан Тёходзи, или Храм Пурпурных Облаков, на пурпурных облаках Амида Будда будет приветствовать души умерших людей).

Его старания явились основой того, что впоследствии стало известным как школа Икенобо и зарождение икебана в Японии, столь повлиявшей на культуру и искусство страны, добавляя духовности во все сферы жизни, даже на воинственный дух самураев. В течение многих столетий искусство икебана передавалось от священника к священнику и только в 15 веке тридцать первый Икэнобо (Священник озера Икэ) организовал школу, которая помогла сделать искусство икебана доступным всем. Штаб-квартира школы Икэнобо располагается там же, на территории Роккаку-до, где проживал первый Икэбоно.

С того времени появлялись и исчезали, рождались и развивались многие стили. Люди давно оценили прекрасные цветы, расположенные в вазах, но в Японии цветочные композиции были тщательно систематизированы и все вместе названы кадо (путь цветов) или икебана (от «икэру» – жизнь, рождение, размещать, расставлять и хана – цветок), возможные переводы «живые цветы» или «аранжировка цветов».

Однако уже в период Хэйан (794-1192), цветы в вазе были связаны не только с религиозным аспектом, их оформляли для красоты и любования. И во многих романах, эссе, стихотворных произведениях можно встретить ссылки на то, как аристократы наслаждаются созданием композиций из свежих цветов. В Кокин Вакасю (антология вака 10 века), Гэндзи Моногатари Мураками Сикибу (11 столетия), Макура но Соси Сэй Сёнагон (11 столетие) много красочных описаний о том, как аристократы рассматривают и любуются изящно расставленными цветами.

В период Камакура (1192-1333), когда к фактической власти в стане пришел элитный класс воинов, который в целом изменил японское общество, появился архитектурный стиль, сёин-дзукури, и модным стал священный альков, токонома, в конце гостевой комнаты, дзасики, в котором содержались цветочная композиция, ладан и свечи. Каждая семья в Японии могла сделать букет и расположить его в токонома. Одна из причин, почему традиционные стили икебана предназначены для просмотра только спереди.

Не удовлетворенные обычным объяснением красоты растений и цветов, люди в конце 15 - начале 16 века (период Муромати) попытались наполнить более глубоким значением мысли, которые сопровождали аранжировщиков во время составления композиций. Другими словами они хотели «устанавливать» цветы (татэру), в постоянной форме, вместо того, чтобы просто ставить в вазу. Такая пассивная первоначалу оценка развилась в продуманное действие, и по существу сформировало то, что можно с полным правом называть икебана. Люди уже не хотели просто красиво ставить цветы в вазу, аранжировщик наполнял цветочную композицию смыслом и самовыражением, главная идея, лежащая в основе икебана, философия мироздания. От последнего периода Камакура до периода Муромати, во дворце монахи и аристократы собирались во время фестиваля Танабата, где соревновались в конкурсах флористики, демонстрировали свои навыки, посвящая цветочные композиции празднику. Соревнования назывались Танабата-э. Согласно отчетам 15 столетия самыми прекрасными и профессиональными аранжировщиками того времени были Икэнобо Сэнкэй и Рю-Ами – мастер чайной церемонии. В Хэкидзан Нъитироку (дневник монаха Дайкёку, 15 столетие) немало людей мечтало увидеть работу Икэнобо Сэнкэй.

К концу периода Муромати несложный в прошлом способ устраивать цветы в сосуде развился в стиль «Татэхана» (вертикальные или стоящие цветы, от татэру - стоять).

Самая старая рукопись, посвященная икебане «Као ирай но Кадэнсё» относится к 1486 году, а знаменитый манускрипт «Сэнно Кудэн» написан в 1542 году основателем школы Икэбоно, Икэбоно Сэнно, основателем Икэбоно кадо, создателем икебана, наполненной значением, а не только красотой растений.

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: