Грим в Китайской Опере

31 Июл 2010

Очевидно то, что большинство зрителей в Китайской Опере очаровывают оперные маски. Маски в китайской опере не просто эффектное художественное оформление, они важны тем, что представляют характеры, глубокие эмоции и даже существующее положение.

Искусство маскировки лица в китайской опере имеет долгую историю. В древнем Китае существовала форма танца, «но», исполняемая во время ритуальных церемоний, призванных отогнать злых духов и освободить людей от мора. Исполнители надевали маски. В некоторых областях символический танец позже был преобразован в театральное действо.

Другим примером использования маски можно назвать случай Принца Ланьлина в период Северной Ци (550 – 577). Принц Ланьлин был выдающимся воином и к тому же очень красивым мужчиной. Чтобы устрашать врага на поле брани, он надевал свирепую маску. Историю принца показывали на сцене и в период Южных и Северных Династий (420-589), так же как и при династиях Суй (581—618) и Тан (618-907). Маски надевали и для представлений грубой комедии, в то же время артисты начинают окрашивать лицо, чтобы изобразить сверхъестественные существа. Во времена династии Мин (1318-1544) становится более классифицированной система разделения амплуа среди актеров оперы и стандартизируется оперный грим. В период династии Цин (1644-1911) оперный грим для всех амплуа окончательно сформировался.

Грим – отдельное искусство в китайской опере, рассказывающее о моральных качествах персонажа посредством преувеличения, объединенного с правдивым изображением и символикой. Он служит для выражения похвалы или осуждения характера.

В некоторых операх местного значения грим употребляется во всех амплуа, в то время как в Пекинской опере, самой представительной из китайских опер, гримом ограничиваются лишь для амплуа цзин и чоу. Чоу характеризуется нарисованным белым носом, создающим комический эффект. Для цзин в Пекинской Опере много композиций гримов, а именно «целое лицо», «лицо, разделенное на четыре части», «лицо с шестью частями», «лицо в очень мелкие цветочки», «кривое лицо» и т. д.

Разные цвета, красный, желтый, синий, белый, черный, фиолетовый, зеленый, золотой, серебряный представляют определенный стереотип.

Красный олицетворяет преданность, храбрость, честность, верность. «Красное лицо» - это Гуань Юй, главный герой средневекового романа «Троецарствие», обожествленный военачальник царства Шу периода Троецарствия (220-280). Гуань Юй прославился своей преданностью императору Лю Бэю. Темно-красный сохранен для благородных старых генералов, в то время как золотой и серебряный - цвет Будды, богов, призраков и демонов. Белый цвет подразумевает мастерство, ремесло.

Черный – суровость, жестокость, возможно безрассудство. Но в то же время он указывает на смелый, беспристрастный, самоотверженный характер. Примеры, Генерал Чжан Фэй («Троецарствие»), Ли Куй (роман «Водный край», повествующий о драматической жизни преступников), Бао Гун (Бао Чжэнь), полулегендарный честный судья династии Сун. Синий представляет верность, проницательность, доблесть и энергичность.

Желтый – свирепость, амбиции, хладнокровность иногда жестокость. Фиолетовый цвет воплощает силу духа и изобретательность, рыцарский характер.

Оперный грим не просто специальное искусство, связанное с китайской оперой. Это декоративное искусство, разнообразившее китайскую живопись и представляющее тысячелетние традиции неповторимой китайской культуры.

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: