Японский квилтинг. Только руками. Только красиво.
Древний японский квилтинг (многослойное шитье) вовсе не поэтического происхождения. Да ведь и европейский пэчворк, которому японский квилтинг так близкородствен, тоже не из роскоши и избытка явлен – из чудовищной нищеты и… безмерного стремления жить!
Современный японский «квилтинг пэчворк» - по-другому не скажешь! – словно тканевые хокку: какая-то невесомая прозрачность цвета, фактуры при безумной насыщенности колорита и вовсе не воздушной ручной технике. Это не просто рукоделие, как в «европах». Квилтинг в Японии имеет душу – художника, поэта и философа…
«Холодная» предыстория
Японцы спят на полу. И спали. И очень давно на печальном опыте собственного тела поняли, что спасение от холода – в многослойности. Так появился первый японский квилтинг – одеяло футон.
Футоны изготавливались из нескольких слоев ткани, при этом внутренние слои сшивались из старой одежды, старых «верхних» слоев. В решительно нищей семье и верхние – наружные – слои одеяла были лоскутными. Футон был необычным, но очень красноречивым финансовым демонстратором.
Этот древний квилтинг – футон – имел одну составляющую, не утратившую актуальности и в сверхтехнологичной японской действительности, - стежку сашико.
Сашико
Ни японский квилтинг, ни просто пэчворк сегодня просто немыслимы без стежки сашико! Разумеется, для тех, кто умеет видеть настоящую красоту.
Ткани для квилтинга важны – кто спорит! Но практически любую ткань сделает произведением искусства мастерски, вручную выполненная сашико.
Проще быть не может ничего – шов «вперед иголку». Мы используем его, когда нужно «наживить» (соединить временно) какие-то детали. Японцы сделали из примитивного шва бренд своего искусства. Впрочем, это их характерная черта – все, даже самое простое, довести до потрясающего душу совершенства!
Ткани для квилтинга древние японки использовали обычно синие, а нити для сашико – белые. На верхнюю ткань наносился геометрический рисунок, а затем иголкой с очень маленьким ушком, но довольно длинной сшивались слои точно по заботливо выведенным линиям. Пропорции простегивания – 3:2 (3 части приходятся на лицевой стежок).
Главная – но единственная – трудность: соблюсти пропорциональность и одинаковость стежков. Поначалу слишком заметная неловкость мастерицы в стежках быстро утрачивается, если квилтинг или пэчворк все-таки совьют себе гнездо в ваших руках.
Японский квилитинг сегодня
Давно ушла в небытие «скрытая элегантность», когда в закрытой для мира Японии постыдным считалось носить одежду из дорогих тканей и роскошь индийского шелка, даже собранная из лоскутов, скрывалась под суровой аскетичностью верхней одежды. А как же одеяла из натурального шелка?
Давно, еще в XIX веке, жадные до всего прекрасного глаза японки увидели европейские и американские работы в стиле пэчворк. Сначала просто копируя хитрые иноземные квилты, японские трудолюбивые пальчики все больше вкладывали в неумирающий квилтинг своей души, истории, восхитительной и печальной поэзии.
Сегодня японский квилтинг – только японский. Все детали рукоделия квилтинг пэчворк сшиты
- только вручную,
- только в изысканно-немногословном, но космически осмысленном стиле японской традиционной культуры,
- только в технике ресайклинг – перешивании костюмов, галстуков, джинсовых брюк, кимоно – чего угодно! Ткани для квилтинга в Японии по-прежнему должны «пожить» в каких-то вещах, которые станут любимыми и уже никогда не умрут, замерев в ждущих ночных маках или белым туманом над вечной Фудзи…
Современный японский квилтинг «собран» из кусочков пэчворк + аппликация + сашико. Фамильный герб (камон) будет исполнен в технике аппликации и простеган сашико. Такое же воплощение в материальном уготовано такарадзукуси – благонесущим символам.
Гармония цвета определяет сочетание в изделии красок под старину, серого, серо-коричневого, индиго и печального белого.
Впрочем, гармония может скрываться и в красном, золотом или осеннем желтом, полынном зеленом и древесном красно-коричневом. Просто посмотрите в окно – вот она, гармония, воплощенная в японский квилтинг!
И опустевший ноябрьский сад с лоскутами истлевающих листьев, и свинцово-синяя морская бездна с белой сашико в смелых контурах волн – все это удивительно простой японский квилтинг, пока - непревзойденный…
Марина Каурова
Как и все японское-гениальное в простом.
Мне тоже очень нравится))) А если представить — столько терпения… Это так непросто! Хотя вобщем-то любое рукоделие — это, прежде всего, терпение. Чем крупнее форма — тем больше терпения. Моя мама, кажется, два года плела занавеску — мне бы даже затеваться было страшно.
Если честно, а я уже ждала, когда появится материал про японский квилт. Так ведь если капнуть, то куда не кинь на Восток — столько традиций… И да, у меня тоже на такие художества терпения мало)))))))
Тема квилтинга очень близка мне, так как сама делаю авторские работы в технике пэчворк. Японский квилт — это неисчерпаемый источник вдохновения, идей для рукодельниц! Спасибо, что затронули эту тему и интересный рассказ!
Потрясающе! Вторая фотография покорила мне сердце, а где можно найти выкройки или схемы японского квилтинга, ознакомиться с ним поближе?
Очень красиво. Где можно такое купить? Кроме Японии имеется в виду