Вязание — искусство самураев
«Амимоно има мукаси» или «Вязание Сегодня и в Прошлом» автора Ёсихиро Мацусита - книга, в которой содержится много интересного материала об истории вязания в Японии. Достоверные сведения о вязании сохранились с периода Камакура (1185-1333), времени, когда буддизм в стране стал главной религиозной силой. Первый заметный пример вязаных изделий – «Хабаки», вязанные из карамуси (материал подобный льну) поножи. Буддистские робы ткали или вязали из волокон, которые получали из плетей юкки. Техника, с помощью которой изготавливали одежды, являлась такой же, как и в «тавара», соломенных сумках-тюках, предназначавшихся для сбора урожая.
Хотя эти образцы представляют вязание, но они использовали несколько иные методы, чем в том вязании, которое известно сегодня, а именно вязание иглой.
Потребность в «массовом производстве» вязаных изделий, носков и перчаток, возникает в связи с постоянными военными конфликтами, имевшими место почти во все исторические периоды японской истории. Самураи с удовольствием вязали для себя таби.
Вязаные таби, кроме самураев, предпочитали носить синтоистские священники, актеры театра Кабуки, из-за того, что они были достаточно гибкие.
Намбумацумаэ-хан, Хитоцубаси-кэ, Таясу-кэ, Хитатитацугасаки-хан являлись самыми активными центрами производства вязания и славились своими самураями - вязальщиками во всей Японии. Хан, феодальные владения, созданные по указу Тоётоми Хидэёси.
Господин Ёсихиро Мацусита рассказывает в своей книге, что «самурай вязальщик по имени Тэруфуса Орихара из Хитоцубаси-кэ буквально стал знаменитым благодаря искусному мастерству Мэриясу. Термин Мэриясу обращается ко всем вязаным изделиям, но в конкретном значении означает «сделанный стежок».
Несмотря на то, что в период Эдо, Япония преднамеренно изолировала себя от внешнего мира, позволяя развиваться оригинальной культуре, через порт в Нагасаки в страну все же проникали европейские идеи, в том числе и западные методы вязания.
Из сохранившихся образцов, которые относятся к началу периода Эдо, семь вязаных носков (три из шелка и четыре из хлопка) сохраняются в городе Мито, музее «Суйфумётокукай Сёкокан». Все предметы являлись личной одеждой внука первого сёгуна из династии Токугава (Токугава Иэясу) Митокомон-Мицукуни Токугава. В музее можно увидеть и другие носки, перчатки, вязаную катана (чехол для рукоятки меча).
Согласно «Истории Мэриясу» перчатки были белого цвета, редко цвета индиго, их вязали хлопковыми нитями. Чехлы (цука букуро, для рукоятки и цуба букуро, для лезвия) для мечей, мешочки для инро сагэо (коробочки для хранения печатей, лекарств) вязали шелковыми нитями, светло-коричневого, темно-коричневого, синего цвета. Дзюбан (нижнее кимоно) вязали хлопковыми нитями белого цвета или цвета индиго, иногда объединяя их вместе.
После открытия Японии и начала периода Реформации, многие самураи остались безработными, и тут им пригодилось мастерство вязания. Бывшие самураи вязали изделия для продажи, честно зарабатывая свой кусок хлеба.
Но вскоре все кардинальным образом изменилось, когда правительство Мэйдзи пришло к выводу, что Японии для экономического подъема нужна промышленная революция. В Европе были закуплено самое передовое на тот момент текстильное оборудование.
Самураи, как класс, даже в этом были ущемлены, Япония входила в сосем другой мир.
Бедные самураи! Чем же им пришлось тогда заниматься, чтобы заработать себе на пропитание?