Утива — японский круглый веер

29 Июн 2012

Утива (или дансэн) - плоский веер круглой или овальной формы, изготовленный из васи или шелка, которые клеят на структуру из тонких полосок бамбука. Утива - традиционный кустарный японский промысел с давней традицией.

 Исторически этот тип веера относится к временам древнего Китая, в котором его использовали придворные, чтобы освежиться, обмахиваясь веером, защитить лицо от солнечного света и ветра, а также в качестве художественных похоронных декораций. Начиная с династии Хань утива упоминается в стихотворных произведениях. Такие веера подписывали известные каллиграфы. Круглые веера были популярны и в Корее в средневековые годы, где утива использовались мужчинами, женщинами и детьми, для них изготовляли особенно красочные веера. Большие утива на длинных шестах применялись от комаров и мух.

Самые ранние образцы утива в Японии сохраняются в Сёсоин (Нара) и в Корюдзи (Киото), в Манъёсю встречаются стихотворные строки, упоминающие утива.

Дополнительно к обычному, покрытому шелком с двух сторон бамбуковому вееру утива, который, кстати, украшали также листьями и перьями, в период Хэйан в Японии изобрели складывающийся веер оги. Популярность утива несколько уменьшилась, однако веер, расписанный символическими мотивами, продолжал использоваться в церемониальных мероприятиях, главным образом - в пределах императорского дворца.

В турнире борцов сумо на борца-победителя указывает гёдзи (судья в профессиональном сумо). И делает он это «гумбай утива» - веером, изготовленным чаще всего из дерева. Гумбай утива - военный веер из лакированного металла или шкуры животного с изображениями солнца, луны, других астрологических знаков. Такой веер использовался командующими самураями, чтобы сообщать команды войскам и, возможно, отражать стрелы противника.

Утива из перьев и изображениями тэнгу -  «хоцукисэн» - являлся принадлежностью ямабуси.

Утива – общий аксессуар в исполнительских видах искусства, классическом танце, драме Но и фарсе кёгэн, наконец, в чайной церемонии.

 

Простые люди широко пользовались утива в период Эдо, и как предмет, которым создавали легкий бриз в душные дни, отмахивались от москитов ночью, утива, покрытым соком хурмы, раздували огонь в печи. Веера, изготовленные для определенных региональных святынь, становились популярными сувенирами для путешественников. Примерно с 1680-1700 годов утива – обязательный дамский аксессуар, украшенный в соответствии с требованиями моды, укиё-э, красавицы, портреты любимых актеров кабуки.

Начиная с периода Эдо общепринято делать в Японии подарки. Самые известные массовые дарения - это тюгэн (подарки середины года) и сэйбо (подарки в конце года). Оба вида считаются выражением благодарности людям, которые непосредственно участвуют в жизни любого человека: учителя, доктора, родственники, деловые партнёры и так далее.

 

Тюгэн, согласно лунному календарю - подарки до 15 июля. А с популяризацией буддийского фестиваля обон, тюгэн стал случаем, чтобы почтить память предков и праздновать безопасность первой половины года. В это время утива – самый популярный подарок между людьми.

В современные дни утива – символ японского лета. Веер одинаково замечательно смотрится как с цветным кимоно, так и с джинсами. Много красивых утива можно видеть во время традиционных фестивалей. Пластмассовые утива часто раздают на улицах, как часть какой-нибудь рекламной акции.

Около известной синтоистской святыни в Киото, Хэйан-дзингу, располагается магазин традиционных утива, который принадлежит, начиная с периода Эдо, семье Комаруя Сумии.

Согласно собственной легенде Комурая, изготавливать и продавать веера в семействе начали по заказу из императорского дворца, используя бамбук, обильно произрастающий в Фукакуса, в те времена деревне, сегодня часть Киото. С середины 17 века основатель династии, послушавшись совета своего друга, благодаря общей любви к поэзии танка, буддистского священника, Гэнсэй-сёнин из Дзуйкодзи, спроектировал оригинальный утива отличительной длины и формы, с верхней частью немного перевешивающей, назвав веер Фукакуса утива в стиле Гэнсэй. Рассказывают, что Гэнсэй-сёнин, известный своей сыновней преданностью, считал, что такая форма лучше всего подходит для его родителей, так как держит москитов - а они были самой большой неприятностью Фукакуса  -  в страхе». Утива быстро стал популярным в Эдо и когда кто-то направлялся в Киото, ему всегда напоминали: «Вы в Киото? Не забудьте купить Фукакуса утива!»

Пожилые люди Киото по-прежнему полагают, что утива не предназначен для того, чтобы им обмахиваться. Для них утива -  своего рода реликвия, прекрасный предмет, с помощью которого можно выразить благодарность, уважение другим людям.