Китайская резьба на бамбуке
Резьба считается одной из самых ранних форм китайского искусства. Гребенки из слоновой кости, относящиеся ещё к неолитической Культуре Давэнькоу, были найдены в провинции Шаньдун.
Древние китайские предметы из нефрита, камня, бамбука, дерева, кости, рога, других материалов, исполненные в технике резьбы демонстрируют исключительный талант и творческий потенциал китайских художников, и многие работы представляют национальные сокровища.
Бамбук, сосна и слива, «три друга в зимний сезон», популярные деревья-, цветы- символы среди всех людей, но главным образом они значимы для поэтов, художников, ремесленников.
Когда-то очень давно на бамбуковые пластинки наносили иероглифы, регистрирующие события и факты китайской истории. Связанные между собой шелковыми лентами, они образовывали длинные тексты, которые можно было сворачивать рулонами. Сохранившиеся пластинки стали частью исторического документа, известного как «Бамбуковые анналы».
Бамбук олицетворял смысл универсальной красоты, безопасности жизни. Бамбуковые резные фигурки были в течении долгого времени определенным хобби для китайцев, неким китайским handmade. Археологи обнаружили в захоронении, относящемся к периоду династии Хань (202-9 год нашей эры) бамбуковую ложку с украшением в виде дракона, в провинции Хунань.
Техника резьбы по бамбуку становится профессиональным промышленным дизайном в середину эпохи, относящуюся к правлению династии Мин, Высококвалифицированные ремесленники и мастера, работавшие при императорском дворце, оставили в наследство потомкам исключительные по красоте изделия - своего рода подарки ручной работы из глубины веков. Художники переместили мастерство резьбы из области практического использования в художественную форму и подняли ремесло до высот искусства.
Цзядин и Цзиньлин, области, в которых в изобилии произрастал бамбук, стали двумя главными центрами, в которых сформировались классические школы во времена династии Мин (1368-1644) и династии Цин (1644-1911).
Классические методы резьбы на бамбуке - круглая резьба, резьба открытой поверхности, глубокая резьба и поверхностная резьба.
Школа Цзядин была знаменита резьбой по кругу. Школа Цзиньлин демонстрировала другой стиль, который получил название «сохранение зелени». Техника предписывает уделять внимание не изящности резьбы, а наоборот, природным свойствам бамбука, и вырезать только фон изображения (его затем полируют). Известны три метода, развитые мастерами. Изображение вырезают на вогнутой поверхности бамбука, по сторонам бамбук инкрустируют. В двух других случаях - «вырезание кожицы» зеленой поверхности.
Первый метод предусматривает распиливание бамбука на трубы, очищение поверхности от узлов и удаление зелени. После нагревания и сжимания бамбук вставляется в деревянную матрицу. На поверхности вырезают изображение, и полируют.
Во втором методе рельеф наносят на зеленую нетронутую поверхность, и только потом очищают, чтобы продемонстрировать желтое тело бамбука. Со временем углубления в рельефе приобретали бежевую окраску.
Во всех случаях итог работы – яркие произведения искусства, демонстрирующие уникальные творческие формы
Китайские изделия в технике резьбы по бамбуку подойдут для художественного оформления общественных заведений, типа гостиниц, клубов, ресторанов. В любом доме они создадут атмосферу изящного и бесхитростного стиля. Кроме того, изделия китайских мастеров – отличный выбор для тех, кто ищет подарок.