Турецкая керамика

14 Авг 2011

Во времена господства османских султанов древний византийский город Никея в Малой Азии - ранее место двух Вселенских Соборов (325, 787) - стал важным центром керамического производства. Диапазон производства включал и декоративную керамику, и керамическую плитку. Кроме изобилия местного природного сырья в Никею привозили превосходную глину, отличную воду и древесину. Это явилось стимулирующими факторами для весьма предприимчивых армянских мастеров и решением производить фарфор, похожий на китайский фарфор.

Прекрасным китайским фарфором восхищались во всем исламском мире. У шахов иранской династии Сафавидов и султанов Блистательной Порты имелись ценные коллекции изумительного белого фарфора декорированного кобальтом. Китайский фарфор заметно сказался на глиняной посуде Сафавидов и оказал сильное влияние на развитие изделий Изника (Никея).

Однако местные гончары не могли производить посуду подобную китайской, изготовленная посуда была только неглубокая (плоские блюда), слабо обожженной, в состав ее входил кварц и стекло. Турецкую керамику из Изника описывали не как имитацию китайского фарфора, но как его адаптацию.

В начале 16 столетия многие экземпляры предназначались только для исключительного пользования султана.

Первоначальная имитация-адаптация китайских стилей была заменена, и вместо красного цвета появляются новые цвета – зеленый, бирюзовый, фиолетовый, цвет шалфея. К середине 16 столетия у мастеров из Изника уже был собственный каталог цветочных и абстрактных мотивов. Но самые прекрасные, самые изысканные предметы украшались пигментом, известным как красный сургуч или «армянский болюс». До 19 века красную керамику в Европе называли Родосским стилем (поскольку считали, что керамика произведена на острове Родос), но уже в 16 веке ему подражали в Италии. Огромное количество керамической плитки изготовили в Изнике - ту, которая использовалась для украшения мечетей в Стамбуле, построенных по проектам знаменитого архитектора Мимар Синана, при султане Сулеймане I. Самый замечательный пример такого художественного оформления – использование различных типов плитки в мечети Рустам Паша.

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>