Великий Храм Као Дай
В пяти километрах от города Тайнинь и приблизительно в 100 километрах к северо-западу от Хошимина около деревни Лонгтан находится Большой Храм или Папский престол, центр интригующей синкретической монотеистической религии Вьетнама Као Дай, включающей важные аспекты буддизма, даосизма, конфуцианства и католицизма.
Као Дай (полное название религии Дай Дао Там Ки Фо До, Великая Религия Третьей Эпохи Аннигиляции и Сохранения), Дао Као Дай – сокращенная форма (као - высоко, дай – самое высокое место, Высокая Башня, там где Бог, фигурально место, откуда правит Высшее Существо, без пола, индивидуальных и земных качеств). Приверженцы религии используют часто термин Дык Као Дай (Почтенный Као Дай), как сокращенное имя Бога, создателя Вселенной, полное имя которого Као Дай Тьен Онг Дай Бо Тат Махатат (Као Дай, Древний Мудрец, Великий Бодхисатва-Махасаттва). Согласно каодаистам полное название выбрано Богом целенаправленно, как представление Трех Учений: Святой, Мудрец, Будда.
Каодаизм
Као Дай возникла в Тайнине в 1920-х годах, когда Вьетнам являлся частью французского Индокитая. Нго Минь Тиеу (Нго Ван Тиеу) был французским государственным служащим, но помимо этого мистиком, спиритуалистом, большим знатоком западных и восточных религий. В 1919 году во время спиритуалистического сеанса он получил откровения об истинной религии от Высшего Существа (Као Дай), Као Дай указал ему создать новую религию, комбинируя учение буддизма, индуизма, даосизма, конфуцианства, христианства, ислама, спиритуализма, гениизма в одну религию, которая поможет Миру. В 1926 году Нго Минь Тиеу изложил систему взглядов новой религии общественности и очень скоро Дао Као Дай обрела популярность, а Нго Минь Тиеу стал пророком новой религии, которая в этом же году (1926) и получила формальный статус.
Каодаизм имеет чрезвычайно националистический характер, заимствуя этические наставления в конфуцианстве, оккультные практики, даосские практики, теорию о карме и возрождении, иерархическую организацию в католицизме.
Третья Эпоха отмечена прямым открытием между небесами и землей. Каодаизм – самая великая религия этого периода адепты религии считают, что все мировые религии, в принципе, представляют одно и то же. Бог Сам явится в образе Као Дай, чтобы открыть учения предшествующих эпох, тогда он уже являлся в образах Моисея, Дипанкара Будды, Хуан-ди, Фуси, Будды Шакьямуни, Христа, Мухаммеда, Конфуция, Лао-цзы, Куонг Тай Куанга.
Движение Као Дай во время коммунистического режима подавлялось правительством и центры вероисповедания находились за границей, установленными вьетнамскими сообществами. В 1985 году религия была легализована.
Пантеон и обрядность Као Дай
В пантеоне Као Дай много важных фигур. Главные святые - Сунь Ятсен, Виктор Гюго, Нгуен Бинь Кхием (вьетнамский поэт 16 века). Будда, Конфуций, Иисус Христос, Мухаммед. Рангом помладше – Владимир Ильич Ленин, Уильям Шекспир, Уинстон Черчилль, Декарт, Джоан Дуги, Лев Толстой, Перикл, Юлий Цезарь. Всех святых почитают наряду с предками. Организационная структура примерно как в Римско-католической церкви с Папой Римским, кардиналами, епископами и священниками, всего девять рангов. Несколько миллионов практикующих религию, главным образом в южном Вьетнаме, более тысяч храмов, сосредоточенных в дельту Меконга. Последователи Као Дай борются за душевное спокойствие, гармонию во всем мире, стараются получить религиозные заслуги и избежать плохой судьбы. Као Дай призывает к соблюдению трех обязанностей (между правителем и гражданином, отцом и ребенком, мужем и женой) и конфуцианских Пяти постоянств праведного человека (цзюнь-цзы), человеколюбие, справедливость, правила, мудрость, искренность.
Последователи Као Дай регулярно участвуют в обрядах вероисповедания, практикуют вегетарианство по крайней мере десять дней в месяц, очищают тело и дух и не убивают живых существ. Вероисповедание состоит из групповой певческой молитвы в храме (четыре раза в день), тщательно продуманных, красивых ритуалов, фестивалей. Оркестр состоит из 10 музыкантов и хора в 20 молодых людей. Гимны похожи на христианские, но музыка традиционно вьетнамская. Одно из незабываемых впечатлений – море верующих, одетых в прекрасные белоснежные одежды. Мужчины садятся справа, женщины – слева.
Храм Као Дай
По внешнему виду Као Дай напоминает христианский собор – две квадратные башни, длинный центральный неф с верхней галереей проходами по сторонам. Алтарь, апсида, крытая внутренняя галерея в противоположном конце от входа, так же, как в типичной церкви. Внешне и внутри Храм Као Дай экстравагантно украшен, это достойное зрелище. Много символов, абстрактные орнаменты, изображения святых. Высокий потолок расписан лазурью с пушистыми облаками, на напольных плитках занятные рисунки. На колоннах (28) инкрустированные красавцы-драконы представляют двадцать восемь проявлений Будда. Семиголовые кобры символизируют семь человеческих эмоций.
Храм Као Дай или Папский Престол строили между 1933 и 1955 годами и представляет уникальный архитектурный стиль, отражающий смешанные традиции. В 1943 году во время японской оккупации Индокитая, каодайцы сформировали армию, сотрудничавшую с японцами. После войны Као Дай являлась эффективной силой в национальной политике, поначалу поддерживая премьер-министра Нго Динь Зьема, впоследствии первого президента Вьетнама. Нго Динь Зьем расформировал армию Као Дай и вынудил важного лидера Као Дай, Папу Престола Фам Конг Така удалиться в изгнание.
Три основных цвета Као Дай – желтый (Буддизм), синий (Даосизм), красный (Христианство). Самый важный символ – Божественный Глаз, олицетворяющий Высшую Сущность. Глаз левый, поскольку Бог - олицетворение Ян (Ян - левая сторона), символ Ин-Ян - в зрачке глаза.
Священники одеты в одежды, цвет которых отражает их духовную преданность: желтый – символизация Буддизма и буддистских достоинств, синий – Даосизм и пацифизм, Красный – конфуцианство и влияние, власть. Головные уборы епископов и кардиналов украшает Божественный Глаз.
Посетителей в Храме Као Дай тепло приветствуют, позволяют смотреть церемонии и делать фотографии. Несложные правила при посещении Храма заключаются в следующем: лучше брюки (не шорты), если на женщине юбка, то ниже колен, обувь снимают при входе. Во время церемонии просят не шуметь.