Китайский сад: 5 основных элементов

11 Июн 2010


Войти в китайский классический сад, где само понятие «сад» преобразовано, означает ступить в мир, который глубоко отличается от наших представлений о саде. Результат видоизменения космологической символики, со временем лишившись своей мифологической атрибутики, он представляет воплощение эстетической идеи безмятежного покоя, созданного руками человека, но человека, «который своими стараниями перенял работу небес».  Так характеризовал традиционную формулу один китайский садовод семнадцатого века. Китайские сады спроектированы таким образом, что призваны стимулировать дух и интеллект, когда блуждаешь в оазисе природного спокойствия.

Три типа китайского сада и Шань шуй

Поскольку земля всегда была дорогой в городах, сады чаще всего относительно небольшие. Но даже при этом проект сада всегда оказывается настолько умным, что не чувствуешь никаких ограничений, а только свободу творческого духа. Естественные элементы -  горы, озера, деревья -  гармонично устроены с архитектурой.

Из общей истории садово-паркового искусства Китая можно выделить три главных типа садов:

  • императорские сады - обширные и прямо-таки необузданные,
  • монастырские сады, устроенные так, чтобы максимально использовать естественный пейзаж,
  • частные сады, окруженные стеной. Приватные сады достигли высшей степени изощренности в годы господства династии Мин, и конечно, на них  совсем не похожи привычные нам сады, скрывающиеся за кованой оградой и воротами.

Китайское слово для пейзажа - шань шуй - означает «горная вода». Словосочетание, определяющее проектирование сада буквально можно перевести как «роем водоемы и складываем горы». Ничто не нарушает гармонию китайского сада: не покажутся вдруг из зелени автоматические гаражные ворота, невзрачная постройка или неухоженный куст. Все четко продумано.

5 основных элементов китайского сада

  • Камни
  • Вода
  • Растения
  • Архитектура
  • Каллиграфия
Камни

Камни, твердый скелет мира, используются как в структурных, так и скульптурных целях. Особенно ценятся камни странной формы, представляющие мудрость и олицетворяющие бессмертие, как камень со дна озера Тайху, на западе от Сучжоу. Во времена династии Сун такие камни считались самыми дорогими объектами в империи. Сформированные из известняка, они демонстрируют мягкую силу воды, которая точит камень за многие годы. Камни могут быть сложены в горы, выстроены как монолитная абстрактная фигура, выравнивать край садового водоема. Происхождение, пронизанных отверстиями, камней - предмет бесконечных академических дебатов среди посетителей сада.

Гранит находит применение в основе каждой деревянной структуры, в мосте, проходах, внутренних дворах. Камень светлого цвета, который легко узнать по характерным линиям на поверхности из-за инструментов каменщиков, которые отсекали камни специально для сада.

Камни своей формой напоминающие бамбуковые стебли, «каменные ростки», устанавливаются возле бамбуковых рощ.

Галька в комбинации с кусочками добытого камня, сломанной глиняной посуды, плиток от крыши, экстенсивно используется в проходах и внутренних двориках в различных вариациях.

Вода

В китайском саду основательность камня (ян) уравновешивается мягкостью воды (инь). Когда противоположности ян-инь находятся в балансе, восстанавливают или омолаживают энергию ци. Как циркулирующая система мира, вода несет жизненную постоянную энергию в сад и его посетителей.

Во времена династии Мин у воды было и практическое предназначение: защита от возможных пожаров, ирригация растений и зерновых культур, место обитания и разведения рыбы. Вода регулирует влажность и очищает воздух.

Растения

Растения в китайском саду растения рассматривают не только как источник приятного аромата и прекрасного вида в пору цветения. Они дополнительно оцениваются как культурные символы.
Например, персик - дерево счастья и долголетия, способное отражает зло. Яблоко и магнолия – процветающее домашнее хозяйство. Абрикосовое дерево – красота и удача.

Сосна, цветущая слива, бамбук -  Три Зимних Друга, стойко переносящие непогоды и демонстрирующие классические достоинства: храбрость, гибкость, целостность. Лотос среди водных растений – символ чистоты, поскольку вырастает он, по существу, из донной грязи, превращаясь в удивительный цветок.

Другие деревья и кустарники, как гинкго, имеют лекарственные свойства.

Выносливый банан высаживают под карнизом крыши, он дает густую тень и усиливает приятные ностальгирующие звуки дождя, которые капают на его большие листья.

Достойное украшение сада – плакучая ива с её каскадом тонких ветвей. Ива растет легко и быстро. В Китае, представляя животворное начало ян, ива – символ весны, возрождения и бессмертия. Кора ивы и листья использовались в течение многих сотен лет для исцеления от лихорадки. А в 1927 году ученые обнаружили что ива – фактический источник салициловой кислоты.

Любимое растение китайских садовников (не только из-за его очень полезных плодов, но также по причине его изумительных и радующих сердце цветов - розового, красного, белого цвета) – хурма.

Архитектура

В китайском саду иногда поражает большое количество архитектурных построек. Важно помнить, что, начиная со времен династии Мин, сад являлся расширенной полезной площадью смежной с домом, по существу сад дом или, наоборот, дом-сад. Размещение основных структур – чрезвычайно важная тема в проектировании сада, преследующая достижение гармонической интеграции архитектуры в пределах естественного мира.

Приемная, где встречают гостей, приглашенных поразиться экзотическим растениям, высаженным в горшках. Крытые коридоры, связующие структуры и одновременно разделяющие пространство. Двухэтажные постройки, которые иногда используются как жилые помещения молодыми, незамужними девушками. Павильоны, в которых отдыхают и рассматривают достопримечательности сада. Береговые павильоны, террасы, мосты. Студии для живописи или каллиграфии. Пагоды в центре садов, которые служат основой для создания нового пейзажа.

Каллиграфия

Китайский классический сад не будет полноценен без поэзии. Традиционно владельцами садов были ученые чиновники. Поэзия и декламация стихов, каллиграфия, наряду с пониманием классических философских текстов, являлись существенными требованиями для успешного прохождения строгих тестов-экспертиз для продвижения по государственной лестнице. Поэтические надписи, выгравированные на камнях, каллиграфия на дверных проемах или выше ворот - хотя, конечно, это были не какие-нибудь распашные ворота для дачи - увеличивали естественные садовые чудеса и добавляли другой уровень, интеллектуальное удовольствие, к всеобщему опыту.

Элла Михайленко

Восточный Стиль © 2011. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Восточный Стиль при цитировании обязательна.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: