Поддельная еда из пластика – высокое искусство
Часто верным оказывается то, что одно изображение способно заменить тысячу слов описания. В отношении описания еды, возможно, ничего лучше не может быть как точные пластмассовые копии, изготовленные по инновационным технологиям, которые можно видеть в витринах ресторанов Японии и не только Японии, а уже почти повсеместно в азиатских странах. Суши, супы с лапшой, спагетти, десерты, напитки скопированы так, что действительно соблазняют посетителей, приглашая зайти в ресторан.
Такой способ «вызывания аппетита», как полагают, начался в конце 19 века, во время эпохи Мэйдзи. Период, когда доступными стали заморские продукты, о которых японцы не имели представление. Письменных описаний было недостаточно, чтобы объяснить что это за такие экзотические блюда и поощрить любопытство к ним.
Считается, что у молодого предпринимателя по имени Такидзо Ивасаки родилась столь оригинальная идея создать восковые модели новых продуктов, чтобы показать жителям Японии, что они могут ожидать от разнообразных западных блюд. Он знал, восковые модели человеческих органов использовались врачами для изучения организма человека, и решил, что та же техника может благополучно быть применена в маркетинговых целях, для владельцев ресторанов и магазинов.
Его первое творение предоставляло рисовый омлет, произведенный в воске для своего магазина в Осака. Очень скоро многие последовали опыту находчивого Такидзо Ивасаки.
Это был большой рынок для бизнес-идей, учитывая многообразие продуктов и блюд. По сей день компания Iwasaki Be-I, основанная в 1932 году, является известнейшим и крупнейшим производителем пластиковых продуктов в Японии.
В сегодняшние дни макеты еды, как правило, сделаны из пластика (винихлорида). В основном ручной работы, индивидуальные для каждого магазина или ресторана, скульптурно ваяемые, они выглядят как настоящие блюда.
Прежде чем ресторан заказывает то или иное блюдо или напиток, его должны подготовить. Делаются многочисленные фотографии со всех углов, примечания относительно расположения всех «продуктов» на тарелке или в чаше. Затем еда отправляется на фабрику, где сразу же окунается в жидкий кремний, чтобы создать слепок. Когда кремний высыхает, еда удаляется, а остаются точные размеры/образы продуктов от суши к тэмпура, лапше, стейкам, любому десерту, соусам и тому подобное.
В процессе изготовления поддельные компоненты подготавливаются таким же образом как в рецепте для настоящего блюда. Их нарезают, добавляют порошки всевозможных цветов, которые могут быть смешаны, чтобы создать соусы и супы, поддельный мясной фарш, морепродукты, овощи, которые могут быть добавлены, чтобы создать соус спагетти или блюдо лапши. Когда точная копия блюда создана, её помещают в печь для упрочнения и…вуаля… поддельная еда готова!
Теперь это уже не просто мастерство, а вид искусства. К примеру, пластмассовые продукты компании Майдзуру в 1980 году были выставлены в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Кроме того, проводятся регулярно соревнования по творению копий блюд из пластика и других материалов, названных «сампуру» - образец.
Изготовителей сампуру также считают художниками, и требуется примерно два года обучения, чтобы развить необходимые навыки для создания реалистических копий, отвечающих запросам заказчиков предметов для обустройства ресторанов.
Производители сампуру яростно сохраняют свои торговые секреты, на самом деле это очень прибыльное дело. По самым скромным оценкам доходы составляют миллиарды иен в год. Один ресторан только может заказать меню из сампуру стоимостью свыше миллионов иен.
В последние годы японские копии-продукты все больше становятся ориентированными в другие страны, особенно активен в их приобретении Китай.