Кадомацу — новогоднее японское дерево

15 Дек 2010

Кадомацу, новогоднее японское украшение, служит многим целям одновременно. Это и художественное оформление самого великого праздника для японцев, и приглашение, и молитва, и символ.

Основная идея кадомацу, как она представлялась, во всяком случае, в старые времена, - временное обиталище (синтай) для наследственного ками или ками урожая. Пригласить тосигами (божество), которое будет покровительствовать щедрым урожаям, и даровать благословения всем членам семьи.

Как правило, кадомацу (слово состоит из двух кандзи ворота и сосна) делают из сосны, бамбука, веточек японского абрикоса (умэ), на языке символов – долголетие, процветание, постоянство. Кадомацу не только олицетворяет эти прекрасные достоинства, но, по мнению японцев, может наделить человека ими, если он живет и работает, следуя жизненным правилам.

Центральная часть кадомацу сформирована из трех крупных бамбуковых стеблей, срезанных по диагонали на вершине, все элементы кадомацу обернуты соломенной циновкой и связаны соломенной веревкой. Согласно правилам икэбаны, стебли устанавливаются на различной высоте и олицетворяют небеса, человечество, землю. В некоторых кадомацу «человечество» и «земля», иначе стебли бамбука, находятся на одной высоте. Кадомацу размещенные по обе стороны от входных дверей, представляют мужчину и женщину. Кадомацу никогда не ставят внутри дома. Считается самым правильным и удачным, если кадомацу делает мужчина, хотя связано это, скорее всего с тем, что связать немаленькие стебли бамбука под силу мужчине, а у женщин и без кадомацу предновогодних хлопот хватает. В сегодняшние дни можно приобрести искусственные кадомацу.

В 15 день по лунному календарю, во время церемонии Дондо Яки, кадомацу сжигали, чтобы успокоить и освободить тосигами. Горение символизирует разрыв с прошлым, желание двигаться вперед, прогрессировать. Семья собирается в святыне, чтобы отослать тосигами, члены семьи сжигают все художественные новогодние оформления, которые складывают в специальную стойку из прутов. Дондо Яки в наши дни проводиться во второе воскресенье или второй понедельник в январе, в зависимости от святыни.